Есть мнение, что в бесконечной вселенной реализуются все физически не запрещённые состояния, – причём, бесконечное количество раз. Это мнение лучше «мыничегонезнания». Да и вообще, представляет собой цитату из моей же публикации. Тем не менее…
Тем не менее, данное мнение лишь пример того, что физическая реальность выходит за пределы воображения, а значит и фантастических допущений. С точки зрения физики, – да, «Больцмановский мозг» (статья о нём будет позже) всего-лишь «не запрещённое состояние». В реальности одновременно существует бесконечное количество таких... В фантастическом же произведении мыслящая сущность рождающая из флуктуации вакуума будет казаться перебором.
То же касается и многих астрономических конструкций, описываемых в научной фантастике. Не дело переводить стрелки на не запрещённые состояния и флуктуации вакуума, если сам глупость придумал… Но в оправдание авторов следует отметить, что в некоторых случаях их фантазии противоречат тому, что стало известно не так уж давно…
Вот например:
Некая раса поселилась на захваченных голубой звездой планетах-бродягах, – и никто этих хитрованов не может найти, потому что, у голубых звезд не бывает планет. Здесь сразу озадачивает логика. Если на планетах-бродягах можно жить, в чём хитрость-то? Или голубая звезда и бродяг захватить «не может»? Как же тогда захватила-то?
Планеты-бродяги рождение которых сейчас массово наблюдается в «звёздных яслях» всего в тысячах световых лет от Солнца, это – планемо. Объекты сходного со звёздами происхождения, – рождающиеся в результате коллапса холодной туманности, – но имеющие недостаточную для запуска термоядерных реакций в недрах массу. Планемо – всегда газовые гиганты в диапазоне от «сатурна» до 18 «юпитеров». Выше это будет уже бурый карлик.
После рождения звёзд, «ясли» превращаются в рассеянное скопление, которое теряет газ и разлетается. При этом звёзды часто образуют кратные системы, и захват планемо массивными светилами, у которых на стадии молодой звезды давление излучение оказалось так велико, что остаточный диск был разрушен, – норма… Только много ли в этом радости, если планемо для жизни не пригодны.?
Существуют и другие механизмы появления планет-бродяг. Например, при угасании Солнца, когда половина массы звезды будет потеряна, Уран и Нептун могут отправиться в свободное плавание. Внешние планеты способны «теряться» и уже на стадии формирования системы. Но «внешние» значит не каменистые, – а только газовые или ледяные… Теоретически, на этапе распада скопления голубое солнце может что-то такое подобрать и с собой утащить. Ну и смысл?
Очень трудно представить себе освоившую технологии межзвёздных перелётов расу, пожелавшую колонизировать планету без твёрдой поверхности и биосферы. Добиться же того, чтобы в системе голубого гиганта (по минимуму при 3 солнечных массах способному гореть 300 миллионов лет) сложились условия для развития жизни, нельзя никакими «флуктуациями вакуума». Хотя бы потому, что Земле, как раз, и понадобилось 300 миллионов лет, чтобы остыть до температуры, позволяющей воде перейти в жидкую фазу. В рассеянном скоплении голубой гигант подобрать может только новорождённые и пышущие жаром планеты и планемо. Вне же скопления захват маловероятен, и на поиски трофеев у массивной звезды просто не будет времени.
На следующем скрине ещё два интересных варианта.
Начнём со второго. Оранжевая звезда (0.7-0.8 солнечных масс) с обитаемой планетой образует не тесную кратную систему с белой звездой (2 солнечных массы). Может так быть? Может, если не тесную, – когда одна из компонент не препятствует своей гравитацией формированию диска и протопланетных колец у другой. Например, в системе Альфа Центавра две жёлтые компоненты образуют тесную пару, – Проксима же далеко от них и прекрасным образом имеет планеты… Вот только в не тесных кратных системах звезды не оказывают влияния и на условиях на планетах друг у друга. В «Огненном цикле», оранжевое солнце движется по вытянутой орбите, периодически сближаясь с белым, так что планета начинает кипеть…
При таких вводных планеты не образовались бы. А если бы и так, то не имели бы стабильных орбит. Главное же, биосфера не плучила бы времени на развитие, – «белое» солнце рассчитано только на миллиард лет эксплуатации. К моменту когда бы оно выработало ресурс и превратилось в красный гигант, на планете у оранжевой звезды только начинался бы архейский эон. И царил бы ещё такой климатический треш, что обитающие там бактерии новшеств и не заметили бы.
Наконец, «Экспедиция «Тяготение»» Хола Клемента… И в данном случае, любопытна, пожалуй, более всего предыстория. Роман о полёте на планету в системе 61 Лебедя, сила тяжести на которой составляет 700g на полюсе и 3g на экваторе (как результат быстрого вращения) был написан в 1953 году. А, вот, экзопланета массой 16 «юпитеров» в этой системе открыта была ещё в 1942. Да так, что закрыть её удалось только в 2010. Знаменит же роман тем, что переводил его на русский Аркадий Стругацкий…
...Система 61 Лебедя – кратная. Представляет собой тесную пару двух оранжевых карликов. Планет в ней, таким образом, нет и не может быть, планемо же могли быть, – но отсутствуют. По поводу же планеты с силой тяжести 700g, сомневаюсь, что тут есть предмет для обсуждения. Для звезды это многовато. Солнце выдаёт только 27g. У сверхплотных «железных» экзопланет, представляющих выгоревшие ядра газовых гигантов, сила тяжести на поверхности не бывает более 8g. Для белого же карлика 700g, напротив, маловато. Писатель сочинил экзотический вызов, – мир, в котором падение даже с с высоты в сантиметр означает гибель, – детали он не продумывал.