Наш музей находится еще в начале своего становления, а в его стенах проходит уже вторая выставка, подготовленная лабораторией тканых историй Публичного архива традиционной культуры Удмуртии. И, хотя после фотопереписи деревень Кузьмовыр, Байвал и Чуралуд, состоявшейся в сентябре, ее участники знали о подготовке итоговой выставки, все равно для большинства зрителей она оказалась неожиданной, ломающей своим форматом привычные статичные экспозиционные шаблоны фотовыставок.
…Открывая тяжелую дверь деревенской избы, мы видим перед собой два условных раздела экспозиции – прошлое и настоящее. Прошлое – условный «стенд» с архивными отреставрированными фотографиями из семейных альбомов жителей Кузьмовыра, Байвала и Чуралуда – статично. А вот современность, та самая фотоперепись, представленная снимками на мобильных подвесных конструкциях, – живая и подвижная. Ты передвигаешься среди фотографий, словно в небольшом шуршащем лиственном лесу, берешь в руки «веточки»-фотоснимки деревенских семей, разглядываешь их, узнавая себя и своих односельчан, изучаешь старательно, от руки, сделанные каллиграфическим почерком подписи на оборотной стороне. Но прошлое и современное, прежде всего благодаря общей монохромности, не контрастируют, а дополняют друг друга, органично вписываясь в пространство старых деревянных рубленых стен…
– Мне часто задают вопрос – почему фотографии выставки черно-белые? – говорит руководитель проекта «Тканые истории деревни Кузьмовыр», он же – фотограф-«переписчик» и реставратор архивных снимков Александр Юминов. – Потому что на черно-белой фотографии можно четче сфокусировать внимание на чем-то, но при этом оставить множество деталей. Да, основное внимание мы фокусируем на людях, они главные герои снимков. Но ты начинаешь всматриваться в то, что происходит на фотографиях, как внутри них взаимодействуют различные объекты, и видишь интерьеры, фактуры, предметы быта… И из этого складывается удивительная картина.
Мне кажется очень интересным творческий подход, когда довольно техничная, контрастная современная фотография соседствует с этикеткой на обратной стороне, выполненной вручную, написанной красивым почерком Галины Дмитриевны Ившиной. Такое сочетание техногенности и ручной работы, душевности. И одно дополняет другое, делая прозрачным, ясным, четким, интересным.
Мне нравится подвижность выставки. Поскольку фотографии подвешены на джутовых, сделанных из естественного материала, нитях, они вращаются, и экспозиция каждую секунду становится разной и неповторимой. От движения воздуха, от того, что проходят люди, трогают снимки, от того, что они останавливаются, берут их в руки, разглядывают… И невероятное преображение той самой, казалось бы, страшненькой избушки, в которую мало кто верил, во вполне удобную экспозиционную площадку мне тоже очень нравится!
Когда мы готовили выставку, кузьмовырские коллеги меня спрашивали, по какому принципу отобраны именно эти старые фотографии? Теперь же этот принцип ясно прочитывается. Это деревни Кузьмовыр, Байвал и Чуралуд. Это люди, которые встречаются, что-то делают вместе, празднуют, просто собираются вместе. И несколько семейных фотографий, которые уже стопроцентно дополняют тему нашей фотопереписи. Наши коллеги хорошо поработали, перечислили по возможности всех, кто есть на старых снимках, даже с деревенскими прозвищами.
И – обратите внимание – среди старинных представлены два более крупных снимка, где нет главных героев-людей. Один из них – это деревенский двор. Другой – панорама деревни Байвал. Я не мог пройти мимо них, потому что это вообще большая редкость. Если город фотографы того времени еще снимали – архитектуру, движение, повседневность, то в деревне такое встречалось очень нечасто. Может быть, и фотоаппаратов в деревне было меньше, и всем казалось: а для чего переводить пленку на какой-то обычный двор, где лежат доски? Поэтому таких фотографий мало. И, разглядывая их сейчас, ты видишь ушедшую натуру – организацию деревенского двора, постройки, какие-то ниши… Я считаю, это фантастические находки.
… Долгожданный фотовернисаж состоялся в воскресный день. Без пафосных речей, громких слов, в душевной и такой же подвижной, как и сама экспозиция, атмосфере. Кузьмовырцы, байвальцы и чуралудцы приходили не только посмотреть необычную выставку, но и сразу же обсудить ее, просто встретиться друг с другом по замечательному поводу, когда они, обычные люди, стали главными героями красивого и наполненного глубокими смыслами культурного события.
Первыми подтянулись, конечно же, наши «вишенки» – так мы называем между собой участников фольклорного ансамбля «Вишенка» и всего «ядерного сообщества» трех деревень, главных помощников и единомышленников нашего проекта. Все они волновались, пожалуй, не меньше, чем авторы и организаторы выставки – может быть, слегка опасались того, не будут ли обманутыми их ожидания? Ожидания обмануты не были.
– Для меня это очень интересно, – с радостью призналась Ангелина Геннадьевна Белых, участвовавшая в фотопереписи. – Очень красиво смотрится, впечатляет! Тут есть и старые фотографии, можно посмотреть старинные дома. Мне кажется, это интересно для всех.
Молодая жительница Кузьмовыра Ирина Замина пришла с дочкой Алисой.
– Моя девичья фамилия – Ившина, – говорит она. Мой папа, Анатолий Никитович Ившин (вот он на снимке), родился в деревне Кузьмовыр, затем переехал в поселок Игра. Он держал пчел в Кузьмовыре. И как-то сказал нам: «В Кузьмовыре продается дом. Не хотите ли вы там строиться?» Мы даже не раздумывали долго, согласились. Построили дом и переехали. А выставка впечатлила необычным форматом. И то, что фотографии черно-белые, оригинально.
Среди первых зрителей были и почетные приглашенные гости, представители ключевого партнера нашего проекта – администрации Игринского района. Глава Игринского района Михаил Жарков, с интересом изучая фотоэкспонаты выставки, неожиданно обнаружил на них своего крестника, двоюродного племянника, который живет в Кузьмовыре!
– Когда я в 2020 году пришел работать в администрацию, первым объектом, с которым я работал, был Сепский дом культуры – мы доделывали его реновацию, – говорит Михаил Анатольевич Жарков. – Тогда я заочно узнал Александра Геннадьевича. И вот только сегодня познакомился с ним лично. Я думал, что после Сепа все закончилось и затихло. Оказывается, нет! Все продолжает проявляться, и с каждым разом интересней и интересней. Сегодняшний поход на выставку меня просто поразил. Я не видел ничего подобного. Не то что она необычная – она экстраординарная. Ты можешь спокойно подойти ко всем экспонатам, посмотреть, прочитать… И вот этот отпечаток, остающийся в душе, его просто не описать словами. Это погружение в историю, в тот момент, где находились люди на фотографиях, как будто ты уходишь туда, в прошлое, и чувствуешь дыхание времени на себе. Спасибо вам огромное за это непередаваемое ощущение.
– Неожиданно, как всегда, очень глубоко, – это мнение искушенного зрителя, начальника управления культуры, туризма и молодежной политики администрации Игринского района Елены Владимировны Кошиной. – Я даже, наверное, рада, что те вопросы, ответы на которые находятся при входе на выставку, прочитала уже после того, как прошла по ней. Обычно сначала ты знакомишься с тем, о чем выставка, тебя словно погружают в нее, а уж потом как бы «разрешают» доступ. А здесь у меня была возможность сначала самой попытаться понять, что послужило основой и зерном этой выставки для авторов. Фотографии, конечно, очень интересно представлены. И то, что они подвешены на таких полупрозрачных нитях не в один, не в два ряда, а хаотично, еще раз убеждает нас в том, что все мы разные. И разные люди, и даже один человек в разных конкретных моментах и секундах своей жизни тоже абсолютно разный. Я уверена, что для тех людей, изображения которых находятся на этих фотографиях, все это будет еще более трогательным и пронзительным. Потому что у них свои ощущения, ожидания, мысли по поводу того, что они здесь увидят. Говорили, что некоторые отказывались участвовать в фотопереписи и сейчас очень об этом жалеют. А вот! Никогда не надо отказываться. Как говорится, лучше жалеть о том, что сделал, чем о том, чего не попробовал. Но я уверена, что это у нас не первый и не последний проект, и для этого населенного пункта это только начальная фаза. Потому что активность населения этого территориального отдела, этой деревни очень высокая, и я думаю, что у них все еще впереди.
…Посетителями «Фотопереписи» в этот зимний день стали не только те, кого она касается напрямую – жители трех деревень и их родственники, но и гости из других районов республики. Из Кекорана за опытом организации музейного пространства приехали представители музея, посвященного Балезинской железной дороге. Узнав о нашем проекте и об открытии выставки, на вернисаж из Увинского района приехала молодая пара, Елизавета Виноградова и Дмитрий Таланов. Оказывается, они давно следят за проектами «КАМА рекордз» и тоже мечтают изменить что-то в своей маленькой деревне Косоево, куда перебрались недавно из столичных городов. Вернулись в Удмуртию, в родной Увинский район, купили в деревне землю, начали строить дом и… интересоваться деревенскими «движухами», в том числе и кузьмовырской.
Вернисаж, как полагается, не ограничился выставкой, был и непременный фуршет с разговорами, обменом впечатлениями и эмоциями – а как же без него! Часто именно там, в непринужденной дружеской атмосфере, устанавливаются новые знакомства и возрождаются забытые старые, а иногда – в нашей практике случается и такое! – рождаются идеи будущих совместных проектов.
Выставка «Фотоперепись. Начало» будет работать в Кузьмовыре до конца января 2026 года. Если вы захотите посетить ее, предварительно свяжитесь с Кузьмовырским сельским домом культуры. Наши коллеги все покажут и расскажут – первые небольшие экскурсии уже состоялись в день вернисажа.
Закрытие выставки тоже обещает быть необычным. К тому времени выйдет в свет каталог «Тканые истории деревни Кузьмовыр», и все участники фотопереписи на финисаже получат в подарок наше издание и… торжественно срезанный с джутовой нити экспонат выставки – фотографию своего семейства. Юная участница фотопереписи Алиса Замина, например, услышав об этом, сразу же радостно воскликнула: «Ура! Мама, повесим ее у меня! У меня еще нет картины, а тут будет!»
Продолжайте следить за нашими новостями, чтобы не пропустить ничего интересного!
Текст, фото – Светлана Мальцева.
Проект «Музей тканых историй деревни Кузьмовыр» реализуется при поддержке Благотворительного фонда Владимира Потанина.
Проект «Тканые истории деревни Кузьмовыр» реализуется при поддержке Фонда президентских грантов.
#ПА #ПубличныйАрхив #KAMArecords #НКО #ТканыеИстории #Наследие #Традиции #Кузьмовыр #фондпотанина #музейбезграниц #музей4_0 #ФондПрезидентскихГрантов #ФПГ