Найти в Дзене
Автомобилист

Выбрасывает на встречку за секунду: учимся ездить по ледяной колее и выходить из нее живыми

Зима в России — это не только пушистый снег и мандарины. Это еще и нечищеные дворы, трассы, покрытые ледяной коркой, и она — Ее Величество Колея. Вы наверняка знаете это мерзкое чувство: машина едет словно по рельсам, руль становится ватным или, наоборот, нервным, а любая попытка перестроиться превращается в русскую рулетку. Одно неверное движение — и автомобиль начинает мотать из стороны в сторону, как маятник. Финал у таких танцев часто печальный: сугроб, отбойник или, не дай бог, встречная полоса. Почему колея так опасна, даже если у вас шипованная резина и полный привод? И главное — как правильно из нее выбираться, чтобы не потерять контроль? Давайте разбираться. Чтобы победить врага, нужно понять, как он действует. Колея — это по сути желоб.
Когда вы едете внутри, колеса постоянно контактируют с боковыми стенками этого желоба. Главная ошибка водителя начинается в момент, когда нужно из колеи выехать. Вы поворачиваете руль, чтобы перестроиться. Но колеса упираются в ледяной бортик
Оглавление

Зима в России — это не только пушистый снег и мандарины. Это еще и нечищеные дворы, трассы, покрытые ледяной коркой, и она — Ее Величество Колея.

Вы наверняка знаете это мерзкое чувство: машина едет словно по рельсам, руль становится ватным или, наоборот, нервным, а любая попытка перестроиться превращается в русскую рулетку. Одно неверное движение — и автомобиль начинает мотать из стороны в сторону, как маятник. Финал у таких танцев часто печальный: сугроб, отбойник или, не дай бог, встречная полоса.

Почему колея так опасна, даже если у вас шипованная резина и полный привод? И главное — как правильно из нее выбираться, чтобы не потерять контроль? Давайте разбираться.

Почему машину выбрасывает? Физика процесса

-2

Чтобы победить врага, нужно понять, как он действует. Колея — это по сути желоб.
Когда вы едете внутри, колеса постоянно контактируют с боковыми стенками этого желоба.

Главная ошибка водителя начинается в момент, когда нужно из колеи выехать. Вы поворачиваете руль, чтобы перестроиться. Но колеса упираются в ледяной бортик и не могут на него залезть. Машина продолжает ехать прямо.
Что делает инстинктивно неопытный водитель? Правильно,
докручивает руль еще сильнее.

И вот тут происходит катастрофа. В какой-то момент сцепления шин хватает, передние колеса резко перескакивают через бортик. Но руль-то вывернут уже сильно! Машина, освободившись от ледяного плена, резко прыгает в сторону поворота руля (обычно на соседнюю полосу). Водитель пугается, дергает руль обратно — и начинается ритмический занос, погасить который на льду без подготовки почти невозможно.

Правило №1: Расслабьте руки

-3

Это звучит странно, но в колее нельзя вцепляться в руль мертвой хваткой.
Многие водители от страха зажимают «баранку» так, что белеют костяшки пальцев. Они пытаются жестко держать курс, борясь с каждым миллиметром отклонения.

Как надо:
Держите руль уверенно, но без напряжения. Позвольте машине немного «гулять» в пределах колеи (конечно, если она не глубокая и не чиркает днищем). Если вы будете жестко бороться с профилем дороги, вы только спровоцируете раскачку. Машина сама найдет наиболее глубокую точку и будет по ней ехать. Ваша задача — лишь мягко корректировать курс, а не ломать траекторию силой.

Правило №2: Скорость — ваш главный враг

-4

В колее понятие «безопасная скорость» меняется кардинально. Если на ровном асфальте вы ехали 90 км/ч, то в глубокой ледяной колее даже 60 км/ч могут стать фатальными.
Любой маневр в колее требует запаса устойчивости. Чем выше скорость, тем меньше этот запас. Если чувствуете, что машину начало водить —
плавно отпускайте газ. Не бейте по тормозам! Резкое торможение в колее мгновенно сорвет машину в занос.

Правило №3: Техника выхода из колеи

-5

Это самый сложный элемент. Вам нужно перестроиться, обогнать или просто объехать яму. Как выскочить из ледяного желоба безопасно?

Способ для новичков (только на низкой скорости):
Снизьте скорость до минимума. Затем сделайте резкое, но короткое движение рулем в сторону выезда и тут же верните его прямо. Нужен именно импульс, толчок, чтобы колесо зацепилось за край. Если просто плавно тянуть руль вбок, вы будете скользить вдоль бортика до бесконечности, пока не докрутите руль до критического угла (см. пункт про физику процесса).

Способ для опытных («Зацеп»):
Никогда не пытайтесь выехать из колеи под тягой (нажимая на газ), если у вас задний привод — развернет.
На переднем приводе все немного иначе:

  1. Выравниваем колеса прямо.
  2. Сбрасываем газ (загружаем переднюю ось весом машины).
  3. В момент загрузки резко поворачиваем руль на выход и добавляем немного газа (вытягиваем машину).
  4. Как только передние колеса вышли, тут же (мгновенно!) выравниваем руль, чтобы не улететь дальше, чем планировали.

Важно: Угол поворота колес при выходе должен быть минимально необходимым. Нельзя выкручивать руль на пол-оборота!

Правило №4: Страшный зверь — «Межколейный бруствер»

-6

Это тот самый снежный или ледяной валик посередине дороги, который разделяет потоки или полосы. При обгоне вам придется пересечь его дважды: сначала туда, потом обратно.

При наезде на этот валик колеса теряют сцепление с твердой поверхностью. Машина на секунду становится неуправляемой.

Золотое правило пересечения снежной каши:
Колеса должны смотреть
прямо.
Никогда не газуйте и не тормозите резко в момент, когда вы пересекаете этот валик.

  1. Убедились, что встречка пустая с огромным запасом.
  2. Плавно направили машину на перестроение под очень острым углом.
  3. Газ держим «в натяг» (ровно, не ускоряясь и не замедляясь).
  4. Как только машина поплыла по каше — не дергайте рулем! Ждите, пока она зацепится твердым покрытием на соседней полосе.

Особенности привода: Передний, Задний, Полный

-7

В колее тип привода имеет колоссальное значение.

Передний привод (большинство современных авто): Самый предсказуемый. Если машину начало болтать, ни в коем случае не бросайте газ резко! Это вызовет занос задней оси. Газ нужно либо держать ровно, либо плавно добавить, чтобы вытянуть «морду». Руль всегда смотрит туда, куда вы хотите ехать.

Задний привод (классика, старые иномарки, некоторые премиум-авто): Самый опасный в колее. Любое лишнее нажатие на газ приведет к тому, что задняя часть попытается обогнать переднюю. Едем «шепотом», движения рулем плавные, газ — миллиметровый. При заносе газ нужно полностью отпустить (но плавно!).

Полный привод: Коварен тем, что дает ложное чувство вседозволенности. Разгоняется он в колее отлично, как танк. А вот тормозит и управляется так же, как корова на льду. Если полный привод потащило в колее — поймать его сложнее всего, так как непонятно, какая ось потеряла сцепление первой. Рекомендация одна: не переоценивайте возможности 4x4.

Чего делать КАТЕГОРИЧЕСКИ нельзя

-8

1.Тормозить в пол в колее. Машину моментально развернет поперек дороги. Если нужно остановиться — тормозите прерывисто (если нет ABS) или просто очень плавно нажимая педаль, не допуская блокировки колес.

2.Совершать обгоны «с ходу». Нельзя выпрыгивать из колеи на скорости, чтобы обогнать фуру. Сначала стабилизируйте машину, аккуратно выберитесь из колеи, убедитесь в зацепе, и только потом начинайте разгон.

3.Держать руль одной рукой. Колея может дернуть колеса с такой силой, что руль просто выбьет из расслабленной ладони. Зимой — только две руки, положение «10 и 2» или «9 и 3» (по циферблату часов).

Лайфхак: Как «прочитать» колею?

-9

Иногда ледяную колею не видно под слоем свежего снега. Как понять, что вы в ней?

Машина начинает рыскать влево-вправо сама по себе.

Руль становится «пустым» или, наоборот, сопротивляется при попытке повернуть.

Звук шин меняется (становится громче или тише).

Если почувствовали это — немедленно сбрасывайте скорость (плавно!).

Итог

Езда по колее — это не высшая математика, но она не прощает суеты.
Запомните три кита безопасности:
Плавность, Снижение скорости, Прямой руль.

Лучше проехать сложный участок на скорости 40 км/ч и опоздать на 10 минут, чем доказывать законы физики в кювете. Если чувствуете, что колея слишком глубокая и вас швыряет — не стесняйтесь, включите «аварийку», снизьте скорость и примите правее (если возможно), пропуская торопыг. Пусть они рискуют своим бампером, а не вашим.

Берегите себя, держите дистанцию и чувствуйте машину!

А вам приходилось попадать в сложные ситуации в колее? Как выбирались? Делитесь историями в комментариях!