Вашингтон упрощает схему: Венесуэльская нефть = наша нефть.
Надо отдать должное: Дональд Трамп, пожалуй, самый кристально честный президент в истории США. Он не прячется за скучные речи о «демократических ценностях». Нет! Он прямо, по-деловому, объясняет, что его истинный интерес к Венесуэле — это не какая-то там эфемерная демократия, а вполне осязаемая, чудесно пахнущая нефть.
Которая, как выяснилось, всегда была американской. Венесуэльцы, конечно, ошибочно считали её своей, добывали и продавали — типичное воровство в особо крупных размерах. Поэтому благородная миссия США — вернуть утраченное, окружив страну величайшей армадой в региональной истории.
○ Цитата благородного миссионера: «Мы вернём нашу нефть, нашу землю и прочие активы, которые у нас так бесцеремонно стащили. Режим Мадуро использует эти украденные ресурсы на ужасные вещи!".
○ На этой неделе Дональд Трамп сделал очередной шаг в своей благородной миссии по возвращению «украденной» нефти. Он объявил о полной морской блокаде... но только для танкеров, находящихся под санкциями. Гениально просто: это превращает единичный захват судов в системную политику, при этом сохраняя видимость законности и не мешая отдельным партнёрам.
○ И ведь это не просто угроза. На прошлой неделе США уже захватили супертанкер "Skipper" с 1.85 млн баррелей нефти на борту. Эффект оказался моментальным: по данным TankerTrackers.com, четыре танкера, уже направлявшихся в Венесуэлу, развернулись и ушли восвояси. Видимо, идея бесплатно поработать на американское Казначейство не нашла у перевозчиков всеобщего энтузиазма.
○ Но не всё так просто в королевстве нефтяном. Около 60% венесуэльской нефти перевозят суда, не находящиеся под санкциями — часть теневого флота, часть обычного. Полностью перекрыть поток не выйдет. Да и нужно ли?
○ Здесь на сцену выходит Chevron — компания, работающая в Венесуэле уже век. Под специальной лицензией Минфина США она продолжает качать и экспортировать нефть, причём эти поставки официально не приносят доход правительству Мадуро. На проекты с участием Chevron приходится около трети всей добычи в стране.
○ Венесуэла, меж тем, пытается справиться с собственным кризисом. В понедельник государственная нефтяная компания PDVSA сообщила о масштабной кибератаке, которая вывела из строя системы учёта и отгрузки нефти. Внутренняя записка компании предписывала сотрудникам не включать компьютеры, чтобы остановить распространение вируса. Без этих систем грузить танкеры стало практически невозможно.
○ Под удар попали и импортные поставки. Например, танкер "Boltaris", который вёз российский нафта для разжижения тяжёлой венесуэльской нефти, так и не разгрузился. 10 декабря, в день захвата "Skipper", он просто развернулся и ушёл из вод Венесуэлы.
○ Итак, стратегия ясна: громкие заявления о тотальной блокаде для внутреннего потребителя, выборочное давление на противника через санкции и захваты, и железобетонное исключение для своего корпоративного гиганта. Цинично? Безусловно. Но, как мы уже отмечали, хоть честно в своей циничности. Борьба за «свою» нефть продолжается, и следующий ход — за Венесуэлой, у которой на руках остаётся всё меньше козырей.