Найти в Дзене
1520. Все о путешествиях

Пока командир отошел в туалет, второй пилот случайно обесточил огромный Boeing по пути в Екатеринбург

Беспрецедентный случай с множественными отказами бортовых систем произошел на рейсе AZUR Air из Анталии в Екатеринбург. Причиной стало ошибочное отключение системы резервного электропитания вторым пилотом в момент, когда командир воздушного судна покинул кабину, пишет «Авиаторщина». Инцидент произошел 25 сентября на Boeing 767 с регистрационным номером RA-73034, выполнявшем рейс AZV-840. Примерно через час после взлета командир воздушного судна вышел в туалетную комнату, передав управление второму пилоту. В кабине также находился старший бортпроводник, занявший откидное кресло. Менее чем через минуту после выхода КВС в самолете начали фиксироваться множественные отказы. Средства полетной информации зафиксировали отключение автомата тяги, панели выбора режимов работы двигателей, левого демпфера рыскания, резервной шины электропитания, а также нарушение регистрации временных параметров. Индикация положения механизации крыла самопроизвольно перешла в первое положение. На экране появилось
Оглавление

Беспрецедентный случай с множественными отказами бортовых систем произошел на рейсе AZUR Air из Анталии в Екатеринбург. Причиной стало ошибочное отключение системы резервного электропитания вторым пилотом в момент, когда командир воздушного судна покинул кабину, пишет «Авиаторщина».

Отказы в кабине после выхода командира

Инцидент произошел 25 сентября на Boeing 767 с регистрационным номером RA-73034, выполнявшем рейс AZV-840. Примерно через час после взлета командир воздушного судна вышел в туалетную комнату, передав управление второму пилоту. В кабине также находился старший бортпроводник, занявший откидное кресло.

Менее чем через минуту после выхода КВС в самолете начали фиксироваться множественные отказы. Средства полетной информации зафиксировали отключение автомата тяги, панели выбора режимов работы двигателей, левого демпфера рыскания, резервной шины электропитания, а также нарушение регистрации временных параметров. Индикация положения механизации крыла самопроизвольно перешла в первое положение.

На экране появилось сразу 11 сообщений о неисправностях, включая отказ систем управления спойлерами, управления тягой, индикации режимов полета, предупреждения о сваливании и опасном сближении с землей. Также отключился центральный автопилот.

Решение уходить на запасной аэродром

Второй пилот перешел на ручное пилотирование, а старший бортпроводник срочно вызвал командира обратно в кабину. Вернувшись, КВС обнаружил отсутствие корректной индикации пилотажно-навигационных приборов на левой панели и запросил снижение из-за отказов и болтанки. Связь с турецкими диспетчерами установить удалось не сразу из-за отказа радиостанции.

После нескольких попыток восстановить работу систем командир принял решение следовать на запасной аэродром Сочи. Снижение выполнялось в ручном режиме с использованием приборов правой панели, параллельно экипаж начал выполнять аварийные чек-листы по приоритетности.

Во время снижения КВС обнаружил, что селектор системы резервного питания STANDBY POWER на верхней панели находится в положении OFF, тогда как в штатной ситуации он должен быть установлен в AUTO. После перевода переключателя в правильное положение питание систем восстановилось. По данным расследования, самолет находился с отключенной системой резервного питания в течение 33 минут.

Фото: тгк «Авиаторщина»
Фото: тгк «Авиаторщина»

Выводы расследования Росавиации

После нормализации обстановки экипаж запросил возвращение на запланированный маршрут и благополучно приземлился в Екатеринбурге. При этом после посадки экипаж не зафиксировал замечаний в бортовом журнале, не сохранил речевую информацию и не направил обязательное донесение.

Комиссия Росавиации установила, что причиной инцидента стал непреднамеренный перевод селектора STANDBY POWER в положение OFF. Такое действие невозможно без целенаправленного нажатия и поворота переключателя. Моделирование показало, что командир не мог задеть селектор при выходе из кресла.

В момент отключения системы в кабине находились только второй пилот и старший бортпроводник. Несмотря на то что оба отрицали выполнение каких-либо манипуляций, комиссия пришла к выводу, что 43-летний второй пилот с налетом 290 часов на Boeing 767 по ошибке выключил резервное питание, перепутав селектор с другим переключателем, предположительно с органами управления запуском ВСУ.

По итогам расследования AZUR Air рекомендовано повторно проработать с летным составом порядок работы с арматурой кабины в полете, уделив особое внимание пилотам, недавно переученным на Boeing 767. Экипажу рейса вынесены замечания с занесением в личные дела.