Найти в Дзене

РОССИЯ: царство "Снежной Королевны"! Самая тяжелая работа в мире

Белая снежная пустыня на сотни километров вокруг. Только снег, ледяные торосы, жёлтый блин солнца над горизонтом в тумане, который показывается на пару, тройку часов и миражи береговой линии. Это Лена! Крупнейшая в мире река, несущая свои пресные воды в зоне вечной мерзлоты, в солёное море Лаптевых.
Обратите внимание на тень от ледокола КАПИТАН БАБИЧЕВ, в полдень. То есть солнце в самой высшей точке: По 6-7 месяцев в году река скована льдами метровой, а где то и большей толщены, но и в зимний период Лена остаётся единственной транспортной артерией самого большого региона России - Якутии с населением менее одного миллиона жителей. Здесь практически нет железных дорог, нет и автомобильных. Летом завоз грузов идёт по реке Лене и её притоков речным флотом, а зимой грузы доставляют по ленскому льду, пробивая дорогу средь торосов. Так что река, это главная магистраль, как летом, так и зимой, по которой доставляется в этот суровый край всё необходимое. ...Если не брать во внимание позорные г
Оглавление

Белая снежная пустыня на сотни километров вокруг. Только снег, ледяные торосы, жёлтый блин солнца над горизонтом в тумане, который показывается на пару, тройку часов и миражи береговой линии. Это Лена! Крупнейшая в мире река, несущая свои пресные воды в зоне вечной мерзлоты, в солёное море Лаптевых.
Обратите внимание на тень от ледокола КАПИТАН БАБИЧЕВ, в полдень. То есть солнце в самой высшей точке:

фото:  тень от ледокола КАПИТАН БАБИЧЕВ, в полдень.
фото:  тень от ледокола КАПИТАН БАБИЧЕВ, в полдень.

По 6-7 месяцев в году река скована льдами метровой, а где то и большей толщены, но и в зимний период Лена остаётся единственной транспортной артерией самого большого региона России - Якутии с населением менее одного миллиона жителей. Здесь практически нет железных дорог, нет и автомобильных. Летом завоз грузов идёт по реке Лене и её притоков речным флотом, а зимой грузы доставляют по ленскому льду, пробивая дорогу средь торосов.

-2

Так что река, это главная магистраль, как летом, так и зимой, по которой доставляется в этот суровый край всё необходимое.

К речному флоту здесь, на Лене всегда было особое отношение

...Если не брать во внимание позорные годы правления Горбачёва и Ельцины. Когда один недоразвитый правитель задумал перестройку, прогнувшись под Европу и англосаксов, а второй начал разбазаривать территории великой Державы. Якутскую АССР тогда буквально заполонили агенты и инструктора из США и Европы.

Ленское Объединённое Речное Пароходство (ЛОРП), тогда имело 1200 единиц флота, который якутская коммунистическая партноменклатура начала уничтожать. Причём уничтожались почти новые суда не отработавшие и 30 лет. Флот тупо резали и металлоломом вывозили в Китай. Дошло до того, что директор  Пеледуйского СРСЗ купил себе драгу и начел мыть золото прямо напротив посёлка...

фото" Уничтожение ЛОРП
фото" Уничтожение ЛОРП

Лену поделили на Верхнеленское пароходство, которое относилось к Иркутской области и Якутское, которое присвоило себе название ЛОРП и оставило за собой огромное здание Советского пароходства, хотя в нём оставалось всего лишь 87 единиц флота.

-4

Якутские коммунисты-националисты, были одурачены англосаксами и рвались выйти из состава СССР. В новой конституции Якутии (саха) не упоминался даже Русский язык, а был только якутский и английский, хотя в Якутии проживало в то время 86% Русских, всё делопроизводство велось на Русском языке и не было ни одного англичанина или американца. Если бы Ельцин пробыл президентом ещё 3-6 месяцев, то от великой России осталось бы только Московское княжество. На Кавказе, в Чечне шли бои где исламисты пытались создать халифат. Украину "оккупировали" и строили там баклаборатории США и Англия. В Москве взрывались гексогеном пятиэтажные дома. Полыхали все окраины.

С приходом в Кремль Владимира Путина ситуация резко поменялась. Начала выстраиваться вертикаль власти. Националисты притихли, кто был не согласен  тех "мочили даже в сортире"! Это наша история, о которой не стоит забывать, так же, как о ВОВ.

Но не будем о грустном. И вернёмся на Лену

Выморозка судов

Выморозка судов - это уникальный метод ремонта судов, который применяется только в Якутии. Суть выморозки состоит в том, чтобы освободить ото льда подводную часть судов и в зимний период провести ремонт.

-5

в 2017 году я уже писал о выморозки судов и угрюмых мужиках которых на флоте называют - "лёдчики" - не те которые летают, а те которые лёд долбят -  https://cont.ws/@vitimbabi4ev/...

Такого нет ни в одной стране мира...

Скажу честно, в моей флотской юности, «лёдчиков» или как их ещё называли «могильщиков длинного рубля», мягко говоря, не уважали и относились к ним, как к хапугам, погнавшимся за «длинным рублём», которым их всегда и попрекали.
На выморозки работали мужики старшего поколения, в основном те, кто в летний период были капитанами, старпомами и пр. на судах. Молодые «салаги» даже не подозревали, насколько это была опасная и ювелирная работа. Это я знаю не по наслышке, так как одну зиму работал на выморозки в паре с опытным "лёдчиком", но после следующей навигации, из за нехватки сварщиков я без отрыва от производства я обучился и через полгода получил диплом сварщика 4-го разряда.

-6

«Лёдчик», как и снайпер, в своей майне мог ошибиться один раз.

Одно неверное движение, один не замеченный пузырёк воздуха, вмёрзший во льду и майна, моментально заполнялась водой. Причём пробитую маленькую дырочку редко удавалось заткнуть деревянными чепиками, так как температура воды достигала до +4 градусов и моментально разъедала лёд, даже в сорокаградусный мороз. Чем глубже была выдолблена майна, тем давление тёплой воды было больше. Для спасения майны использовали кислородные баллоны, направляя струю сжатого до 150 атмосфер кислорода и холодного воздуха на пробоину во льду. Иногда это помогало.

В наше время бензопилы не применяли и весь лёд приходилось выдалбливать вручную.

-7

В бригаду отбирали из комсостава флота самых трезвенников. Были и профессиональные "лётчики", которые обучали молоды. Но таких были единицы, потому что смельчаков остаться в глубокой затопленной майне – так называли выдолбленную во льду туннель или яму под днищем судна, было не много.

-8

Это сейчас они, прежде чем спуститься в майну пропиливают лёд бензопилой, при чём пилят лёд специальными пилами, у которых в цепи выломан каждый второй «зуб», для того что бы пила не грелась и не забивалась льдом. В наше время «лёдчики» использовали только тонкий бур - для замера толщины льда, пешню – облегчённый лом с деревянной ручкой и кайло – оттянутое и закалённое в кузнеце, а после заточенное до острия швейной иголки.

Выпиленный лёд из майн сегодня используют ледяные скульпторы. В Якутске выстраивают целый ледяной городок с горками, лабиринтами и сказочными персонажами:

-9
-10

Лёд слой за слоем выпиливают и выдалбливают их под судов и вытаскивают его на поверхность. Так что шахтёры, те что трудятся в тёплых шахтах под землей, после работы на выморозке просятся обратно в шахту.

-11

Работа в ледяном тоннеле, в 40-50 градусов мороза, когда под ногами тонкий лёд толщиной 15-20 см., укутанному в ватники, это примерно, как в открытом космосе. Через три минуты размахивания кайлом, открытые части тела, а это всего лишь лицо, покрывается сосульками, а по спине ручьём течёт пот, а работать надо целый рабочий день. 
В наше время, многие "лёдчики" прежде чем спускаться в майну выпивали стакан круто солёной воды, что бы не потеть.

-12

Выморозку попробую объяснить доступными словами:

В том месте, где судно получило пробоину летом ниже ватерлинии и её заделали, забетонировали изнутри требуется поставить заплату и восстановить целостность корпуса. Бля этого слой за слоем начинают  выдалбливать лёд. После каждого снятого слоя майну вычищают, выметают и оставляют в покое на несколько дней, в зависимости от мороза, что бы лёд мог нарастить снизу, с подводной стороны. Затем его снова замеряют, выпиливают и выдалбливают, углубляясь под воду, что бы сделать майну, или целый туннель, если нужно снять винты и гребные валы.  Выморозка проходит в чистоте и с прозрачным льдом.

Когда майна готова, следом приходят судокорпусники, а за ними идут сварщики.  "Лёдчики" обычно работают в паре, корпусники работают бригадой, а уже после них приходят сварщики - одиночки.

КАТОРЖНЫЕ РАБОТЫ и бандиты в руководстве

Представьте, что вы сварщик и работаете в майне в минус 45 градусов. Во-​первых приходится сидеть или лежать на студёном льду в какой нибудь отдалённой майне при неимоверной загазованности и в дыму который неизбежен при электросварке в ледяном туннеле. Дым, из майны практически не выходит и чем дольше ты работаешь, тем больше ледяного дыма. И в этой морозной преисподней, ты должен видеть и отделять шлак от металла, что сварной шов был ровным, гладким и без пор. При этом ты должен следить, что бы огарок электрода или капли раскалённого металла не растопили лёд иначе выползти из туннеля, который заполняется водой в считанные секунды на успеешь. К тому же в руках у тебя кабель под напряжением и варить порой приходится в самой изысканной позе из "кама-сутры"

-13

Сварщик работающий в стесненных условиях, в брезентовом костюме поверх ватников, это просто супер-акробат, которые порой забывает где верх, а где низ.
Работа сварщика зимой возможна, но требует особого подхода и учёта специфических условий. Пониженная температура, влага и ветер влияют на процесс, и сварщику необходимо соблюдать правила, использовать специальное оборудование и электроды, а также соблюдать меры безопасности:

1. Предварительно прогреть свариваемые детали до температуры 50–100°C, в зависимости от марки стали и толщины металла. Это снизит скорость охлаждения и уменьшит риск образования холодных трещин.
2. Изолировать зону сварки от ветра — даже небольшой сквозняк выдувает защитный газ и охлаждает ванну сварного шва. 
3. Не накладывать швы друг на друга, избегать резких переходов между деталями разной толщины.
4. В начале сварки наложить стыковые швы.
5. Увеличить ток на 10–15%, чтобы компенсировать теплоотдачу.
6. Снизить скорость движения электрода относительно стыка деталей.

При этом если лёдчик машет кайлом и потеет, то сварщик просто вмерзает в лёд без движения. А работать нади целый день.

Меры безопасности:
1. Использовать тёплую, но не стесняющую движения одежду из огнестойких материалов. - В наше время это была брезентуха поверх ватника. и когда искра залетала под брезент, то ватник начинал тлеть.

2. Применить диэлектрические перчатки и обувь. - Были обыкновенные брезентовые верхонки, натянутые на меховые рукавицы.

3. Организовать надёжное заземление оборудования. - Какое заземление? Кругом лёд

4. Делать регулярные перерывы для отдыха и согревания. - Чем дольше греешься, тем меньше платили.

5. Обеспечить хорошую вентиляцию рабочей зоны. - об этом ни кто не думал ни в майне ни в трюме судна.

Со стороны кажется, что тут сложного пили, да откалывай лёд. Ложись на спину да вари потолочный шов. Но даже после пяти минут такой каторжной работы первый становится мокрым до нитки, а второй промёрзшим до мозга костей.

Если честно, то находиться в глубокой ледяной яме посреди реки, зная о том что под тобой тонкий лёд а дальше несколько метров воды, а над тобой огромное металлическое судно не очень-то приятно и даже страшно, одно неверное движение и в майну хлынет вода. Если "лёдчики" ещё борются и пытаются заткнуть пробоину чёпиками с ватой, приготовленными заранее, то у сварщика таких чопов нет и его глаза находится под сварочным щитком.

-14

По технологии в минус 20 градусов, металл нужно прогревать, что бы не было резкого нагрева и сильного натяжения металла. В минус 45-50 градусов металл при сварки становится хрупким нак стекло и шов может лопнуть.Ближе к весне становится теплее, но опасность затопления майны вместе со сварщиком только увеличивается, начинаются подвижки льда и майна может лопнуть и заполниться водой в считанные секунды, а в руках кабель под напряжением.

Когда у начальства спросили:
- А что в 21 веке так и ничего не придумали лучшего? Ведь есть же доки, есть слипы.
 Он с улыбкой ответил:

- На западе там тепло и навигация 11 месяцев. А у нас чем плавсоставу заниматься зимних полгода? Вот и долбят - по старинке... А желающие заработать хорошие деньги всегда найдутся, ведь выморозка и сварные работы хорошо оплачиваются.