Первый «Рэмбо» очень отличается от своих продолжений, которые превратились в клишированный боевик, где хорошие парни наказывают плохих.
«Первая кровь» — кино другого толка, это драма о тех, кто прошел жернова войны и навсегда были сломаны ею. В этом фильме нет ни хороших, ни плохих, а всё противостояние строится на травмах Рэмбо и шерифа Тисла.
Какие мотивы противостояния фильма и той агрессии, какую мы видим на экране? Почему два ветерана воюют друг с другом и о чем на самом деле «Рэмбо: Первая кровь»?
Ненужный человек
Рэмбо бредет по американской глубинке. Это хмурый и молчаливый молодой человек. У него есть цель — навестить родные места своих боевых товарищей. Рэмбо — солдат, вернувшийся из Вьетнама. На нем узнаваемая полевая грязно-синяя армейская куртка.
Уже с самого начала становится понятно, что Рэмбо — это ненужный человек. Он сливается с соснами и горами окружающей природы и совершенно чужд другим людям.
Символично, что молчаливый герой входит не в какой-то случайный город, а в «Holidayland» — страну отдыха, которая приглашает его в «hope», то есть в надежду.
Какую надежду ищет бывший солдат на земле отдыха? Конечно, надежду на успокоение. Но ему не суждено получить желаемое.
Страна отдыха
У любой земли, обещающей отдых и надежду, всегда есть страж, цель которого — не пропустить недостойных. У врат рая — это архангел Михаил, у Эдемского сада — херувим, а у этой земли — это Тисл.
Тисл — типичный местный шериф: знаком с каждым жителем, учтив с ними, а главное, на дух не переносит чужаков. И именно таковым он считает Рэмбо, когда встречает того у въезда в свой город.
Первая же фраза шерифа показывает назревающий конфликт между героями: «Знаешь, с этим флагом на куртке и в таком виде ты нарываешься на неприятности, дружок».
Что же такого увидел Тисл, отчего в нем взбурлило пренебрежение и агрессия? Ту самую куртку-«вьетнамку» с государственным флагом США. Казалось бы, что не так? Ведь представитель местной власти, наоборот, должен гордиться ветераном-американцем? Но тут всё сложнее, и антагонизм героев выходит за пределы личной неприязни.
Старый ветеран с ПСТР
Шериф Тисл не просто местный «закон», запрещающий обедать Рэмбо в его городе. Он сам бывший ветеран, правда, другой, «забытой» Корейской войны.
В его офисе мы можем увидеть награды, среди которых крест «За выдающиеся заслуги» — вторая по значимости в США. Крест вручается только избранным, и за время Кореи лишь 800 солдат удостоились её.
Можно рассмотреть и «Пурпурное сердце» — награда за боевые ранения. Третья медаль — это «Серебряная звезда», также одна из наивысших наград США за героизм.
О чем нам говорят награды? Тисл — боевой ветеран Корейской войны, неоднократно проявлявший выдающиеся качества на поле боя и получивший ранение. И, казалось бы, кто как не он должен понять Рэмбо, по которому явно видно, что тот также прошел горнило войны?
Вся проблема в отношении к Корейской и Вьетнамской войне в американском обществе.
Исторический контекст
Корейская война не просто так называется «забытой». Общество после Второй мировой войны уже не очень интересовали какие-то локальные конфликты, которые происходят на другом конце света.
Будучи столкновением советской и американской идеологий, эта война во многом была засекречена и не афишировалась обеими странами. К тому же, её финал - разделение Кореи стал многоточием, не принесший ни эмоциональной победы, ни шока поражения.
Про эту войну снято мало фильмов, а рядовой гражданин США не особо интересовался, что там происходило. Оттого и ветераны Кореи оказались в странном положении — они прошли одну из самых кровопролитных войн второй половины 20 века, но были почти полностью обделены вниманием.
К тому же эта война была последней «классической» бойней, когда враг шел на врага напрямую, летчики сталкивались в виражных боях, а противники видели глаза друг друга.
Вьетнам был абсолютно другим.
Вьетнамская война длилась 20 лет. Она широко освещалась в новостях, а её ход привел Штаты к значительным общественным изменениям: движения за права, Мартин Лютер Кинг, хиппи. Это всё продукт, в том числе, бунта общества против войны.
Про Вьетнам снято очень много картин, а фотообразы солдат стали классикой поп-культуры.
А еще это была война нового типа — партизанская. Больше никаких рыцарских атак, ты не видишь врага, но он видит тебя. Ловушки, засады, бомбардировка напалмом по площадям — это новые реалии.
Это другая война, позорная своим поражением с точки зрения вояк эпохи высадки десанта в корейском Инчхоне. Для ветерана Кореи вся эта пляска вокруг Вьетнама — это слабость и трусость, а значит, и отношение к ветеранам «неправильной» войны другое.
Бродяга, хиппи, ветеран с ПТСР
В глазах Тисла Рэмбо — это бродяга, животное и грязь, ему нет места на его земле праздника. Он чужак, которого нужно поскорее выкинуть из города, что он и делает.
Между героями состоялся диалог, во время которого Тисл отказывает Рэмбо в обеде, говоря, что ближайшая забегаловка в 50 милях отсюда. На любое возражение и вопросы Рэмбо о причинах такого отношения к нему, шериф проявляет агрессию и патологическое пренебрежение.
В Рэмбо начинает играть задетая гордость от такого отношения. Он возвращается в город.
Этот поступок выводит из себя шерифа, он арестовывает и доставляет Рэмбо в местный отдел полиции, где над ним начинают откровенное издевательство.
Результат не заставляет себя ждать. Такое отношение активирует ПТСР героя, для которого всё это стало напоминанием о плене и пытках. Разницы никакой, разве что там был явный враг, а тут «свои».
У Рэмбо включается животный автоматизм, которому учили на войне, — он начинает вырываться из города, круша всё вокруг. Он бежит в лес и горы — единственное место, где он по-настоящему свой и где способен выживать. Круг замкнулся, если вначале он сливался с елями, теперь он стал их частью.
Война двух ветеранов
Тисл сам страдает ПТСР, которая выражается в маниакальности, подозрительности и жестокости. Это состояние не позволяет ему прекратить конфликт и вывести всё в мирное русло. Нет, он начинает свою войну на Рэмбо — снаряжает вооруженный отряд, который начинает охоту на того, кого они считают зверем.
Правда, всё идет не по плану, так как ветеран Вьетнама не какой-то хиппи, он один из тех, кто реально воевал в тропических джунглях. И он готов дать неравный бой. Всё это приводит противников на поле битвы, где Тисл воюет в манере Корейского конфликта, а Рэмбо партизанит, словно опять в джунглях.
Постепенно поле битвы переносится в город «надежды». Теперь Рэмбо наступает на земли шерифа.
Переписанный финал героя
Финал фильма довольно известен: Рэмбо наперевес с пулеметом М-60 крушит и сжигает всё на своем пути. Останавливает всё это лишь прибытие командира разбушевавшегося ветерана — Траутмана.
Тот уговаривает Рэмбо сдаться, и в духе картины Рембрандта «Возвращение блудного сына» тот падает на колени перед своим армейским «отцом».
Получился хеппиэнд, где боевой офицер объясняет мотивы Рэмбо, принимает его покаяние и, по сути, спасает ему жизнь (а заодно дарит серии продолжения).
Не секрет, что изначально финал был другой, соответствующий духу книги «Первая кровь». Там Рэмбо и Тисл погибали, что подчеркивало их родство «ветеранов» и пропащих душ, которые в разной степени, но оба были искалечены войной.
И образ Траутмана был другой — это не мудрый наставник из фильма, речами успокоивший героя, а виновник создания машины для убийств «Рэмбо», который по итогу и причастен к его гибели в финале. То есть по книге это прямое обвинение в адрес армейской машины.
Книжный финал и первоначальный вариант фильма логично завершал арку героев. Итоговый финал показывает «прощение» и новую надежду, которую Рэмбо реализует в продолжениях, когда будет косить из пулемета пачки врагов США.
Какой финал лучше — судить зрителю, лично по мне, оригинальная история была бы ценнее кучи второсортных продолжений.
Итог
Какой бы финал ни был «правильным», фильм «Рэмбо: Первая кровь» — это не просто начало серии боевиков. Это история, в которой нет ни правых, ни виноватых. Есть только травмированные войной.
Говорят, что «война никогда не меняется», и это правда, как минимум в части непоправимого ущерба личности. И не важно, под какими знаменами и где сражался солдат. Будь то поля Вердена, окопы Сталинграда, сражения на 38-й параллели или оборона Хюэ. Итог один — с войны никто не возвращается, даже выжившие.
Спасибо, что дочитали до конца!
Благодарю за поддержку канала и ваш лайк. Оставайтесь на связи и делитесь своим мнением о фильме.