Найти в Дзене
Алексей Туркин

К ВОПРОСУ О КРАСНЫХ СПЕЦАХ

Мы еще ужасно малокультурный народ. Мы совер­шенно не умеем использовать наши богатства. Возьмём в пример хотя бы рыболовство. В южных морях может ло­виться неисчислимое количество рыбы. Но рыбу не ловят сплошь и рядом потому, что солить её не в чем, солят в старых лодках ценнейшую рыбу, но потом и такой посу­дины, как гнилая лодка, больше нет... и рыбу бросают ловить. А этой рыбой можно было бы кормить и армию, и неурожайные местности. Это пример, а такие явления мы встречаем на каждом шагу. Отчего у нас происходят такие вещи? Потому ли, что у нас нет специалистов по рыбному делу, людей, кон­чивших вузы? Нет, не потому, а потому, что у нас мало вообще культурных сил, мало культурной инициативы. Как-то из Америки приезжала одна женщина-врач, про­жившая в Америке более 20 лет. Приехав в Россию, она побывала у своих родственников в деревнях в различных концах России; она потом рассказывала, что её поразило, как бедна наша деревня. В русской деревне нет почти никаких ремесленников, нет пр
Крупская Надежда Константиновна
Крупская Надежда Константиновна

Мы еще ужасно малокультурный народ. Мы совер­шенно не умеем использовать наши богатства. Возьмём в пример хотя бы рыболовство. В южных морях может ло­виться неисчислимое количество рыбы. Но рыбу не ловят сплошь и рядом потому, что солить её не в чем, солят в старых лодках ценнейшую рыбу, но потом и такой посу­дины, как гнилая лодка, больше нет... и рыбу бросают ловить. А этой рыбой можно было бы кормить и армию, и неурожайные местности.

Это пример, а такие явления мы встречаем на каждом шагу. Отчего у нас происходят такие вещи? Потому ли, что у нас нет специалистов по рыбному делу, людей, кон­чивших вузы? Нет, не потому, а потому, что у нас мало вообще культурных сил, мало культурной инициативы. Как-то из Америки приезжала одна женщина-врач, про­жившая в Америке более 20 лет. Приехав в Россию, она побывала у своих родственников в деревнях в различных концах России; она потом рассказывала, что её поразило, как бедна наша деревня. В русской деревне нет почти никаких ремесленников, нет предприятий, обслужи­вающих самую деревню. В Америке, например, заготов­ляется масса овощей и фруктов на зиму в притёртых бан­ках, там много мелких стекольных заводов, приготовля­ющих эти банки. Помышляя о войне, Америка в Аляске развернула оленеводство и тут же создала ряд консерв­ных заводов — у неё получился громадный запас консер­вированного оленьего мяса для питания армии. Вот такой инициативы у нас ещё нет. Такая инициатива бывала у капиталистов и состоявших у них на службе спецов.

Красный спец, служащий не капиталу, а рабоче-­крестьянской республике, должен развивать в себе ини­циативу, которая помогла бы стать России «просвещён­ной, светлой, сытой и здоровой». Он должен развивать её у себя со школьной скамьи. И не только проявлять инициативу должен красный спец, он должен уметь увле­кать ею, организовывать её осуществление. Ведь это стыд и позор, что окончившие наши вузы инженеры, например, битком набивают благоустроенные заводы. Число инже­неров на некоторых заводах Ленинграда, например, по сравнению с довоенным временем увеличилось чуть ли не вдвое при значительно уменьшенном числе рабочих. Что это значит? Что люди ищут лишь тепленького местечка в центре. Налаживать новое, восстанавливать разрушен­ное куда, конечно, труднее, чем работать — может быть, и добросовестно — на благоустроенном заводе. Но разве такие спецы нужны стране? Красный спец тем и отли­чается от буржуазного, что он думает не о своем благоустройстве, а о всей стране.

Близко стоит к этому вопросу и другой вопрос: на что должно быть направлено внимание красного спеца, кого он должен обслуживать?

При капитализме спец состоял на службе у капитали­ста или помещика. Это определяло его подход к делу. Он не подходил к своей специальности с точки зрения инте­ресов рабочих и крестьян, не изучал их нужд, их требова­ний, не интересовался ими. Если это был агроном, то он готовился к работе в помещичьем хозяйстве, если это был животновод, то он больше думал о разведении рысаков, чем рабочего скота, если это был архитектор, он думал больше об архитектуре особняков, дач и т. п., а не об устройстве рабочих жилищ, не о постройке изб и т. п., если это был писатель, он писал прежде всего не для ра­бочих и крестьян, а для господствующих классов, для интеллигенции.

Если вы посмотрите на современных спецов, то уви­дите, что они часто идут ещё по старой дорожке и мало думают об обслуживании интересов широких народных масс.

И третья сторона. Старый спец не умел работать с массой. Директор завода не думал о том, как втянуть массы в повышение производительности труда, агроном не умел работать с крестьянами, оставался для них бари­ном, педагог-профессор не думал, как организовать кол­лективную работу учительства. Красный спец должен научиться работать с массой, научиться изучать массу, организовывать её, обучать её.

И всему этому надо учиться, еще будучи студентом. Как? Если студенческая мысль начнет работать в этом направлении, будут продуманы правильные подходы.

Мне бы представлялось, что надо, например, взять во­лость и обсудить, как можно было бы ей хозяйственно, технически, культурно помочь. Обсудить существующие возможности. Хорошо работать в этом направлении по линии шефства.

Надо бы студенчеству организовать помощь поднятию квалификации рабочих при заводе, организовать кратко­срочные курсы, лекции, демонстрации.

Надо устраивать курсы для рабфаковцев и студентов, которым не под силу пройти курс вуза. Курсы устраивать надо по примыкающей специальности, в которой нужны культурные работники. Надо не выбрасывать людей на улицу, а организовывать их, опираясь на уже имеющиеся у них знания, для работы в массах в соответствующих от­раслях.

Все эти вопросы надо основательно продумать, про­работать.

Это сделают товарищи, ближе стоящие к делу, к производству.

Я хотела только поставить вопрос о том, каков должен быть красный спец.

1924 г.

Крупская Надежда Константиновна, ПСС, т.4