Летающие тарелки теперь делают в Китае — и на них можно летать. В Шэньчжэне компания Shenzhen UFO Flying Saucer Technology создала первый пилотируемый электрический аппарат, который выглядит как классическое НЛО. Прозрачный купол, дисковый корпус, двенадцать пропеллеров.
Все зарубежные медиа написали об этом интересном аппарате, как прорыве в технологиях.
Всё бы хорошо, но аналогичные аппараты уже были созданы в....СССР. И они успешно летали. Только в 90-е проекту срезали финансирование, а затем свернули.
Давайте посмотрим, что за аппарат изобрели китайцы. А заодно вспомним о перспективных отечественных разработках, которые мы благополучно похоронили.
Что это за устройство
В июне 2023-го штука взлетела над озером. Светится огнями, зависает бесшумно, садится на воду. А 11 июля 2024-го жители публиковали в TikTok видео «НЛО» — оказалось, демонстрация с LED-подсветкой.
Это электросамолет вертикального взлета (eVTOL). Скорость 50 км/ч, высота 200 метров, время полета 15 минут. Двенадцать электромоторов по кругу — по два в каждом из шести отверстий корпуса.
Если пропеллеры откажут, остальные дотянут до земли. Система тройной избыточности. А еще тарелка садится на воду — шасси работает как поплавки. Для спасательных операций идеально.
Фюзеляж сделан из углеродного композита, обзор 360°. Управление ручное или автопилот.
Летающая тарелка Shenzhen UFO Flying Saucer Technology является частью более широкого явления развития электрических вертолётов в Китае. Китайцы уверяют, что скоро их будет в стране много и разных и летающие такси перестанет быть экзотикой.
Почему форма тарелки
Думаете, маркетинг? Не только, хотя китайцы и не скрывают, что вдохновлялись научной фантастикой XX века.
Дисковая форма изучается с 1920-х. Круглое крыло дает большую подъемную силу при малом размахе. Для вертикального взлета весьма эффективно. Плюс симметрия: пропеллеры создают равномерную тягу.
Американцы тестировали диски в 1940-х (Vought XF5U «Летающий блин»), канадцы строили Avrocar для Пентагона. Провалились — технологии не дотянули. Китайцы взяли идею, добавили электромоторы и сработало.
Сейчас аппарат возят по стране, демонстрируя на различных выставках.
Компания честно заявляет: пока этот аппарат не более чем веселый аттракцион. Единственное, на что он годен - взлететь, показать туристам достопримечательности с высоты и вернуть их назад на землю.
Батарея, которая рассчитана на 15 минут, ну никак не тянет на такси. Но для демонстрации будущих технологий вполне эффектно работает. И на базе этой разработки в дальнейшем планируется делать аэротакси. Плюсом служит и то, что аппарат тихий, в отличие от реактивных самолетов. И можно использовать в городе и никого не раздражать.
По предварительным оценкам китайцев, к 2030 году планируется модернизировать летающую тарелку до таких характеристик:
Время полёта - до 60 минут;
Вместимость - 4 пассажира;
Скорость - до 300 км/ч.
Планируется, что стоимость летающей тарелки будет варьироваться от 100 до 300 тысяч долларов.
Советский прорыв, который похоронили
У нас тоже пытались построить будущее. Причем гораздо раньше китайцев — еще в 1980-х. Проект назывался ЭКИП, и это была не просто летающая тарелка, а настоящий универсальный монстр.
Лев Щукин, главный инженер проекта, придумал гениальную штуку: аппарат работал и как обычный самолет на высоте, и как экраноплан над водой и землей. Огромный дисковый корпус вмещал топливные баки в боковинах, конструкция весила на 30% меньше обычных самолетов.
Построили два работающих прототипа — ЭКИП Л2-1 и Л2-2. Летали! Испытания шли успешно. Время полёта - до 30 минут.
Щукин даже просчитал вариант полетов на водороде — дальность увеличивалась в 3 раза.
Но в 90-е финансирование резко сократилось. В 1993 году правительство выдало 1,2 миллиарда рублей, но инфляция съела 87% этой суммы (в 8 раз за несколько месяцев).
А в 2000 году Щукин умер, и всё рухнуло окончательно. Финансирование испарилось, проект закрыли в 2001-м. Сперва обещали, что деньги выделят, так как проект перспективный, но передумали.
Мы опережали время на 40 лет. Если бы тогда не похоронили проект, сейчас летали бы на российских тарелках. Но история не терпит сослагательного наклонения — она просто записывает, кто первым дошел до финиша.
Сейчас что имеем? Один сертифицированный eVTOL — OG-003 компании БАС Глори Эйр.
В августе 2024-го получил сертификат Росавиации, серийное производство обещают запустить скоро. Грузоподъемность 30 кг, дальность 100 км, скорость 100 км/ч. Звучит неплохо, но есть нюанс: это либо грузовой аппарат, а не пилотируемая машина для людей.
Почему мы, имея такой отрыв в технологиях еще в 1980-е сейчас отстаем? Всё банально: Китай за последние пять лет вложил миллиарды долларов в eVTOL-индустрию. Построил 200+ вертипортов, создал «низкоальтитудную экономику» с четкими правилами, сертифицировал десятки моделей. У нас в этом плане нет даже государственной стратегии.