Найти в Дзене
Познающий

Как ложные воспоминания могут повлиять на нашу способность вспоминать события?

Вам может казаться, что человек, чьей памяти вы можете доверять больше всего, — это вы, однако психологи обнаружили, что наши воспоминания о повседневных событиях могут быть не такими надежными, как нам кажется. Более того, даже после того, как мы запечатлеем информацию в своей памяти она может быть изменена или искажена. Наши воспоминания о прошлых событиях могут влиять не только на наши будущие решения и мнения, но и на более значимые вещи, такие как судебные вердикты. Феномен ложных воспоминаний исследовался психологами ещё во времена Фрейда, однако особенно пристальное внимание к ним привлекли результаты исследований последних десятилетий. Многие из нас, даже не осознавая этого, постоянно испытывают ложные воспоминания: Представьте себе ситуацию: прогуливаясь по улице вы проходите мимо человека, который на долю секунды попадает в поле вашего зрения, а потом исчезает. Пытаясь восстановить в своей памяти его образ, вы вспоминаете, что у него была сумка, «Но какого цвета?», - спрашива
Оглавление

Вам может казаться, что человек, чьей памяти вы можете доверять больше всего, — это вы, однако психологи обнаружили, что наши воспоминания о повседневных событиях могут быть не такими надежными, как нам кажется. Более того, даже после того, как мы запечатлеем информацию в своей памяти она может быть изменена или искажена.

Наши воспоминания о прошлых событиях могут влиять не только на наши будущие решения и мнения, но и на более значимые вещи, такие как судебные вердикты.

Феномен ложных воспоминаний исследовался психологами ещё во времена Фрейда, однако особенно пристальное внимание к ним привлекли результаты исследований последних десятилетий.

Ложные воспоминания

Многие из нас, даже не осознавая этого, постоянно испытывают ложные воспоминания:

Представьте себе ситуацию: прогуливаясь по улице вы проходите мимо человека, который на долю секунды попадает в поле вашего зрения, а потом исчезает. Пытаясь восстановить в своей памяти его образ, вы вспоминаете, что у него была сумка, «Но какого цвета?», - спрашиваете вы себя. «Зелёного», — внезапно всплывает в ваших воспоминаниях. — «Да, точно зелёного». «Или нет?».

Нарастают сомнения:

«Или это пальто было зелёным, а сумка синей? Да, точно она была нежно-голубого цвета. Теперь я вспомнил».

После того как вы внушили себе эту альтернативу, у вас в голове может возникнуть ложное воспоминание, и в итоге все ваши воспоминания о событиях прошлого могут исказиться.

Ложные воспоминания — это нормальное явление, и обычно они мало влияют на нашу жизнь. Однако в редких случаях ложное воспоминание может доставить человеку неудобства.

Формулировка вопросов

Хотя их и называют «ложными», зачастую наши воспоминания искажаются только тогда, когда мы пытаемся их вспомнить.

Пожалуй, наиболее известными примерами этого являются два эксперимента с использованием наводящих вопросов, проведённые американскими психологами Элизабет Лофтус и Джоном Палмером в 1974 году.

📜 Эксперимент №1

В первом эксперименте Лофтус и Палмер (1974) разделили участников на несколько групп и показали им разные видеоролики автомобильной аварии. Участники первой группы видели видео столкновения на скорости 20 миль в час, второй — на скорости 30 миль в час, а третьей — 40 миль в час.

Затем участникам был задан вопрос о скорости автомобилей в момент столкновения. Вопрос был одинаковым для каждого участника, за исключением глагола, используемого при описании аварии. Некоторые глаголы указывали на то, что авария была незначительной, другие, что авария была довольно сильной.

Результаты эксперимента показали, что глагол, использованный для описания аварии, оказал большее влияние на оценку скорости, чем фактическая скорость автомобиля, которую участники наблюдали на видео.

📜 Эксперимент №2

Во втором эксперименте участникам показывали похожие видеоролики с автомобилем, после чего задали вопрос об увиденном. Вопрос заключался в том, видели ли они осколки стекла после столкновения.

Глагол, описывающий столкновение, для разных групп, вновь был разный.

Исследователи обнаружили, что чем серьёзнее формулировка вопроса описывала аварию, тем выше была вероятность того, что участники вспоминали, что видели осколки стекла вокруг автомобиля.

Оба исследования продемонстрировали, что формулировка вопросов, следующих за событием, может влиять на наше воспоминание о нём, даже после того, как оно уже произошло.

Даже, казалось бы, незначительные изменения, такие как изменение глаголов в экспериментах Лофтуса и Палмера, могут создавать ложные воспоминания о событиях. Более того, Лофтус в более позднем эксперименте обнаружил, что даже замена артикля «a» на «the» в вопросе может повлиять на воспоминание респондентов об объекте.

Артикль a используется, когда речь идёт о чём-то неопределённом, общем или впервые упоминаемом.
Артикль the указывает на конкретный объект, который уже известен или был упомянут ранее.

🧠 Выдумывание целого события

Одна из студенток Элизабет Лофтус, изучавшая психологию, провела свой эксперимент:

Джеймс Коан (1997) выпустила четыре брошюры, содержащие воспоминания о событиях из детства, и подарила каждую из них члену своей семьи. Истории в брошюрах были правдивыми, за исключением той, что была подарена её брату. В ней содержалось описание того, как он заблудился в торговом центре в детстве, как его нашёл пожилой мужчина и вернул его домой.

Каждому члену семьи было предложено прочитать брошюры и ознакомиться с их содержанием, после чего их попросили пересказать написанное в брошюре. Брат Коан пересказал историю, добавив к ней собственные воспоминания, которых не могло быть, так описанного в брошюре никогда не происходило.

👮‍♂️ Показания очевидцев: воспоминания в суде

Джонсон и Скотт (1976) продемонстрировали свой эксперимент на двух группах участников.

Каждая из групп, ожидая, как им казалось, начала эксперимента являлась свидетелем странного разговора в соседней комнате, после чего наблюдала, как мужчина выходит из комнаты с испачканными в чём-то руками, держа в руках ручку.

Вторая группа слышала диалог на повышенных тонах, напоминающий ссору, а затем увидела, как мужчина выходит из комнаты с окровавленным ножом. После участникам было предложено опознать каждого мужчину по ряду фотографий.

Члены первой группы, которые видели ручку, смогли более точно опознать мужчину, в отличии от участников второй группы, которая видела оружие.

Один из выводов, сделанных исследователям, звучит как:

...если свидетель даёт показания относительно обвиняемого, который, по его словам, имел при себе оружие, точность его воспоминаний, касающихся внешности, может быть поставлена под сомнение с учётом эффекта «фокусировки на оружии».

Итог:

Дискуссии и исследования, касающиеся ложных воспоминаний и восстановления памяти, продолжаются и сегодня, демонстрируя изменчивость нашей памяти и напоминая нам о том, что очень много факторов могут влиять на нашу способность вспоминать события.

Психолог Элизабет Лофтус, возглавлявшая одни из первых исследований ложных воспоминаний, с тех пор давала показания в сотнях судебных дел, касающихся показаний очевидцев, а повышенное внимание к этой проблеме привело к улучшению понимания методов, используемых для восстановления воспоминаний.