Найти в Дзене
Internetwar. Исторический журнал

Хроника Германской революции. 6-10 декабря 1918 г.

«Комический бунт» – такое определение событиям 6 декабря 1918 года дал один из лидеров СДПГ и народный уполномоченный Филипп Шейдеман. У историков до сих пор нет единого мнения, что это было. Но давайте поговорим подробнее. Различные нападки на правительство слева (со стороны спартаковцев Либкнехта) к началу декабря стали делом привычным. Но 6 декабря впервые ударили справа. Целью был Исполком совета. Выступлению предшествовала расклейка по городу плакатов с призывами к убийству спартаковских вождей и конкретно Либкнехта. Накануне Эберт, можно сказать, похоронил проект о создании ополчения, которое правительство не смогло бы контролировать. Отсюда некоторые историки (преимущественно советского времени) выводили ниточки заговора к самому Эберту и верхушке СДПГ. Утром 6 декабря «несколько молодых людей из министерства иностранных дел» (определение Шейдемана) и молодые офицеры гарнизона (как следует из событий) повели за собой несколько сотен солдат. Один отряд занял здание Прусской пала
Оглавление
Комендант Берлина Отто Вельс.
Комендант Берлина Отто Вельс.

Комический бунт

«Комический бунт» – такое определение событиям 6 декабря 1918 года дал один из лидеров СДПГ и народный уполномоченный Филипп Шейдеман. У историков до сих пор нет единого мнения, что это было. Но давайте поговорим подробнее.

Различные нападки на правительство слева (со стороны спартаковцев Либкнехта) к началу декабря стали делом привычным. Но 6 декабря впервые ударили справа. Целью был Исполком совета.

Выступлению предшествовала расклейка по городу плакатов с призывами к убийству спартаковских вождей и конкретно Либкнехта. Накануне Эберт, можно сказать, похоронил проект о создании ополчения, которое правительство не смогло бы контролировать. Отсюда некоторые историки (преимущественно советского времени) выводили ниточки заговора к самому Эберту и верхушке СДПГ.

Утром 6 декабря «несколько молодых людей из министерства иностранных дел» (определение Шейдемана) и молодые офицеры гарнизона (как следует из событий) повели за собой несколько сотен солдат.

Один отряд занял здание Прусской палаты представителей, где заседал Исполком. Офицеры объявили заседавших арестованными. Среди заседавших оказался один из уполномоченных, представитель НСДПГ Барт. Он заявил, что правительство не отдавало приказа об аресте, чем весьма смутил солдат.

Другой отряд маршировал перед зданием Рейхсканцелярии, выкрикивал лозунги против Исполкома и провозглашал Эберта президентом. Эберт какое-то время отделывался молчанием, затем неопределенными ответами. Он или трусил, или не придавал значения событиям, или тянул время.

В итоге энтузиазм относительно небольшой группы солдат иссяк. Особенно в свете того, что их никто не поддержал. Напротив, левые принялись собирать свою толпу. Солдаты благоразумно пошли на попятную. Возглавлявшие их офицеры беспрепятственно покинули Берлин.

Возвращающиеся с фронта войска на улицах Берлина.
Возвращающиеся с фронта войска на улицах Берлина.

Трагическая развязка

Между тем начавшийся фарсом мятеж к вечеру завершился кровавой бойней. Лидеры спартаковцев, поддержанные начальником полиции Берлина Эйхгорном (членом НСДПГ) вывели людей на улицу – защищать демократию и свободу от контрреволюции.

Комендант города Отто Вельс (член СДПГ) отдал распоряжение солдатам перекрыть путь демонстрантам. Позднее он говорил, что не знал о разрешении начальника полиции. Что там произошло на месте, достоверно неизвестно, но в какой-то момент солдаты открыли огонь.

Шейдеман в воспоминаниях пишет о 40 убитых демонстрантах. Позднейшие историки говорят, что погибло 16 человек. В любом случае эти события произвели впечатление на еще не привыкших к крови берлинцев.

Спартаковцы не замедлили воспользоваться поводом и обвинить правительство в заговоре. Их газета «Rote Fahne» писала 7 декабря: «Кровавое преступление должно быть наказано, заговор Вельса, Эберта и Шейдемана должен быть сокрушен железной рукой, революция должна быть спасена».

В любом случае считается, что именно 6 декабря левые показали делом, что могут вывести за собой на улицу народ. И с ними придется либо считаться, либо рассчитаться. Как бы в ответ на это 10 декабря правительство провело по улицам столицы возвращавшиеся с фронта дивизии.

Всё больше и больше явно правительство социал-демократов делает ставку на армию. Оно даже поддержало прорастающую легенду об ударе кинжалом в спину. Приветствуя солдат, Эберт произнес: «Ни один враг еще не одолел вас!»

------

Все материалы рубрики История Германии:

История Германии | Internetwar. Исторический журнал | Дзен