Найти в Дзене
Две империи

«Пять чистот»: стойкость без пафоса

Картина «Пять чистот» (五清图) не просто пейзаж, а концентрат восточной мудрости. Это классический образец живописи учёных - вэньжэньхуа (文人画) — для тех, кто мыслит образами. Мотив «Три друга зимы» (歲寒三友) часто встречается в поэзии и живописи, как символ стойкости в трудные времена. А Юнь Шоупин добавил к ним камень и луну, наделив пятёрку особой лирической глубиной — «Пять чистот»: метафора благородного человека (君子, цзюньцзы), который не противостоит миру, а остаётся собой в нём даже когда мир укрыт снегом. Слива цветёт зимой — не как вызов, а потому что иначе не может. Бамбук гнётся, но не кланяется. Сосна молчит — но не прячет хвою. Камень не знает времени, луна не ждёт свидетелей. Вместе они — Пять чистот, пробуждающие в душе ощущение духовной ясности и чистоты, что не меркнет со временем. На свитке поэтическая проза (题跋, tíbá) — жанр, где философия, эстетика и поэтическое чувство сливаются в короткое, ёмкое высказывание. Здесь каждое слово — как капля росы на лепестке сливы: кажется
Юнь Шоупин (恽寿平, 1633-1690). «Пять чистот» (五清图). 1681 г. 86.1 × 38.4 см
Юнь Шоупин (恽寿平, 1633-1690). «Пять чистот» (五清图). 1681 г. 86.1 × 38.4 см

Картина «Пять чистот» (五清图) не просто пейзаж, а концентрат восточной мудрости. Это классический образец живописи учёных - вэньжэньхуа (文人画) — для тех, кто мыслит образами.

Мотив «Три друга зимы» (歲寒三友) часто встречается в поэзии и живописи, как символ стойкости в трудные времена. А Юнь Шоупин (恽寿平, 1633-1690) добавил к ним камень и луну, наделив пятёрку особой лирической глубиной — «Пять чистот»: метафора благородного человека (君子, цзюньцзы), который не противостоит миру, а остаётся собой в нём даже когда мир укрыт снегом.

Три друга зимы
Две империи14 февраля 2023

Слива цветёт зимой — не как вызов, а потому что иначе не может. Бамбук гнётся, но не кланяется. Сосна молчит — но не прячет хвою. Камень не знает времени, луна не ждёт свидетелей. Вместе они — Пять чистот, пробуждающие в душе ощущение духовной ясности и чистоты, что не меркнет со временем.

На свитке поэтическая проза (题跋, tíbá) — жанр, где философия, эстетика и поэтическое чувство сливаются в короткое, ёмкое высказывание. Здесь каждое слово — как капля росы на лепестке сливы: кажется незначительным, но отражает целый мир.

Надпись не просто дополняет изображение — она раскрывает то, что глаз не видит, но сердце чувствует. Это не комментарий, а часть произведения, его невидимая душа. Глаз видит пейзаж, сердце ощущает гармонию, а разум постигает глубину — и всё это в нескольких строках:

畫有高逸一種,用筆之妙,如虫書鳥迹,無意為佳。所謂遺筌捨筏,離塵境而與天游。清暉憺忘,不可以言傳矣。壽平識.

В переводе это звучит как мантра о свободе творчества:

В живописи есть особый вид возвышенной отрешённости:
чудесное искусство кисти — подобно следам насекомых и птиц.
Прекрасное рождается без намерения — и в этом его совершенство.
Это то, что называют:
«оставить силок, отбросить плот»,
покинуть мирскую суету и странствовать вместе с Небом.
Ясный свет, безмятежность, забвение —
и это не передать словами.
Написал Шоупин.

Эта картина не просто напоминание, а зеркало. Она раскрывает:
подлинная стойкость — в естественности. Не в том, чтобы выстоять вопреки миру, а в том, чтобы — как снег, луна, камень — просто быть, не теряя своей природы.

Юнь Шоупин — один из лучших мастеров жанра «цветы и птицы»
Две империи15 июня 2023

Для любознательных

«Следы насекомых и птиц» (虫書鳥迹) — метафора, восходящая к древним описаниям «дикого», непринуждённого письма — такого, что возникает само, как узор на песке или извив червя. В эстетике учёной живописи это стало идеалом: искусство без усилия.

«Оставить силок, отбросить плот» 遺筌捨筏 — идиома, берущая своё начало в даосской мудрости: «Поймал рыбу — забудь силок», и в буддийском учении: «Переплыл реку — не тащи плот на спине». Смысл прост и глубок: не держись за средства, когда достиг цели.

«Пять чистот» (五清图) — это не перечисление «пяти чистых предметов»: иероглиф 清 (цин) здесь обозначает состояние ясности, прозрачности и внутренней чистоты — качество духа, а не свойство отдельных вещей. Сосна, бамбук, слива, камень и луна важны не сами по себе: в совокупности они пробуждают в зрителе ощущение той самой «чистоты», не подвластной ни холоду, ни времени, ни мирской суете.