Найти в Дзене

Корейское искусство периода Чосон

Продвигаюсь дальше по истории корейского искусства, в воскресенье была уже восьмая лекция, посвященная периоду среднего Чосон. Очень довольна, что присоединилась к этому курсу. Несмотря на то, что в целом дороговато, если пересчитать на количество лекций, объем прослушанного материала и профессиональный уровень лектора, то получается обоснованно. Учиться еще месяц- четыре воскресенья. Хочу поблагодарить тех читателей, которым тоже интересна тема языков и восточной культуры. Юмористическое описание дорам- не единственное, чем мне хотелось бы с вами делиться, и я рада, что есть отклик (хоть и гораздо, гораздо меньший) на статьи, подобные сегодняшней. Давайте начнем? Если мы посмотрим на периодизацию эпохи Чосон в истории Кореи, то увидим, что выделяют 4 основные периода: На карте розовым обведено само государство Чосон, а слева от него великий сосед-донор Китай. Так представляли мир средневековые корейцы. Для всех периодов Чосон характерны одинаковые черты: господство неоконфуцианс

Продвигаюсь дальше по истории корейского искусства, в воскресенье была уже восьмая лекция, посвященная периоду среднего Чосон. Очень довольна, что присоединилась к этому курсу. Несмотря на то, что в целом дороговато, если пересчитать на количество лекций, объем прослушанного материала и профессиональный уровень лектора, то получается обоснованно.

Учиться еще месяц- четыре воскресенья.

Хочу поблагодарить тех читателей, которым тоже интересна тема языков и восточной культуры. Юмористическое описание дорам- не единственное, чем мне хотелось бы с вами делиться, и я рада, что есть отклик (хоть и гораздо, гораздо меньший) на статьи, подобные сегодняшней.

Давайте начнем?

Если мы посмотрим на периодизацию эпохи Чосон в истории Кореи, то увидим, что выделяют 4 основные периода:

На карте розовым обведено само государство Чосон, а слева от него великий сосед-донор Китай. Так представляли мир средневековые корейцы.

Для всех периодов Чосон характерны одинаковые черты: господство неоконфуцианской идеологии, социальное деление общества с четко прописанными ролями и правами каждого слоя, примат учености, важность умеренности и отрешения от избыточного богатства и всего, что мешает накоплению истинной учености и добродетели конфуцианского мужа.

Прилагаю несколько слайдов с более подробной информацией, кому интересно, можно ознакомиться. Фото увеличиваются по клику, листайте:

Неоконфуцианские принципы стремления к умеренности и отрешения от всего слишком мирского нашли отражение и в искусстве того периода.

Думаю, вы еще помните великолепные селадоны эпохи Коре.

Тогда жизнь в Корее еще не была настолько стандартизирована, как в Чосон, и не настолько подвержена ограничительному неоконфуцианству.

Фарфор эпохи Чосон:

-3

Сравните с роскошью селадона. Аскетично, просто, но в то же время изысканно.

Средний Чосон:

-4

В этот период существовала и техника росписи белого фарфора кобальтом (потом его заменят железом из-за дороговизны кобальта). На фото ниже сосуд, предназначенный для наследного принца (корейские драконы имели по 4 когтя, в отличие от 5 у китайского дракона, дракону наследника полагалось иметь на один коготь меньше).

-5

Великолепные фарфоровые изделия эпохи Чосон, расписанные кобальтом, листайте:

Мой фаворит на первом фото. Не знаю, чувствуете ли вы то же самое, что чувствую я, смотря на эти произведения искусства, но, по-моему, это прекрасно.

Стремление к простоте нашло отражение и в живописи.

Но тут надо еще отметить, что средний Чосон- это политически и экономически нестабильный период. 1592-1598 гг.- Имджинская война с Японией, принесшая много разрушений на корейскую землю, смуту, хаос и большие человеческие жертвы.

А также потерю огромной части культурного наследия. Что-то было сожжено в пожарах, что-то утеряно, что-то японцы увезли с собой и так оно там и осталось.

В период хаоса и войн ученые мужи пытались найти в природе ответы на вопросы, которые беспокоили их в охваченном войной и беспорядками государстве.

-7

Живопись подчинялась определенным канонам и часто была иносказательной, передавала послание для тех, кто ее смотрел или правильнее, по мнению искусствоведов, "читал".

-8

Например, на картине выше путник не хочет возвращаться из идеального мира в мир реальный, охваченный войной, огнем, проблемами и распрями, но по какой-то причине он должен идти. Уходит- и постоянно оглядывается, желая вернуться, жить спокойно на природе, созерцая ее, отрешившись от всего мирского.

-9

Или вот, например, рыбак под ивой.

Смысл жизни- в простоте, в упрощении (не такая уж это и несовременная мысль, как вам кажется?), поэтому на картине нет большого количества цветов или заполненного пространства. На ней есть ива и рыбак- и этого достаточно, чтобы мы увидели всю картину целиком и услышали шепот ивовых веток, почувствовали движение ветра и спокойствие рыбака.

-10

Это стремление к созерцанию находит отражение и в поэзии, конечно:

-11

Еще пример камерного пейзажа. Простые штрихи, монохром туши и лишь набросок картины- но все понятно и читаемо. Рыбак спит в лодке- от картины исходит умиротворение, которого так не хватало людям, жившим в эпоху среднего Чосон.

-12

Еще пример камерной живописи.

-13

Также в этот период было распространено документирование собраний- разного рода экзаменов, встреч выпускников, проведения государственных церемоний и обрядов. Это очень ценный материал для этнографов и изучения жизни людей в любом историческом периоде.

На таких свитках обязательно было несколько частей- рисунок в одной, а на второй- подробное описание, кто с кем и по какому поводу встречался, что делали и о чем говорили. Иногда все это сопровождалось поэтическим произведением.

-14

Конечно, все это очень интересно изучать.

-15

Также было много работ в живописи, посвященным четырем благородным растениям- сливе, бамбуку, хризантеме и орхидее.

-16

Например, вот такая работа:

-17

а также символ стойкости- слива мэйхуа:

-18

Я вот пишу сейчас это все и думаю, не была ли я в одной из прошлых жизней мужчиной богатого сословия эпохи Чосон, учитывая мое постоянное стремление к учености и любовь к орхидеям))

На этом сегодня остановимся.

Другие статьи о корейской культуре можно почитать тут:

Корейская культура | Иностранные языки, цветы и путешествия | Дзен