Продвигаюсь дальше по истории корейского искусства, в воскресенье была уже восьмая лекция, посвященная периоду среднего Чосон. Очень довольна, что присоединилась к этому курсу. Несмотря на то, что в целом дороговато, если пересчитать на количество лекций, объем прослушанного материала и профессиональный уровень лектора, то получается обоснованно.
Учиться еще месяц- четыре воскресенья.
Хочу поблагодарить тех читателей, которым тоже интересна тема языков и восточной культуры. Юмористическое описание дорам- не единственное, чем мне хотелось бы с вами делиться, и я рада, что есть отклик (хоть и гораздо, гораздо меньший) на статьи, подобные сегодняшней.
Давайте начнем?
Если мы посмотрим на периодизацию эпохи Чосон в истории Кореи, то увидим, что выделяют 4 основные периода:
На карте розовым обведено само государство Чосон, а слева от него великий сосед-донор Китай. Так представляли мир средневековые корейцы.
Для всех периодов Чосон характерны одинаковые черты: господство неоконфуцианской идеологии, социальное деление общества с четко прописанными ролями и правами каждого слоя, примат учености, важность умеренности и отрешения от избыточного богатства и всего, что мешает накоплению истинной учености и добродетели конфуцианского мужа.
Прилагаю несколько слайдов с более подробной информацией, кому интересно, можно ознакомиться. Фото увеличиваются по клику, листайте:
Неоконфуцианские принципы стремления к умеренности и отрешения от всего слишком мирского нашли отражение и в искусстве того периода.
Думаю, вы еще помните великолепные селадоны эпохи Коре.
Тогда жизнь в Корее еще не была настолько стандартизирована, как в Чосон, и не настолько подвержена ограничительному неоконфуцианству.
Фарфор эпохи Чосон:
Сравните с роскошью селадона. Аскетично, просто, но в то же время изысканно.
Средний Чосон:
В этот период существовала и техника росписи белого фарфора кобальтом (потом его заменят железом из-за дороговизны кобальта). На фото ниже сосуд, предназначенный для наследного принца (корейские драконы имели по 4 когтя, в отличие от 5 у китайского дракона, дракону наследника полагалось иметь на один коготь меньше).
Великолепные фарфоровые изделия эпохи Чосон, расписанные кобальтом, листайте:
Мой фаворит на первом фото. Не знаю, чувствуете ли вы то же самое, что чувствую я, смотря на эти произведения искусства, но, по-моему, это прекрасно.
Стремление к простоте нашло отражение и в живописи.
Но тут надо еще отметить, что средний Чосон- это политически и экономически нестабильный период. 1592-1598 гг.- Имджинская война с Японией, принесшая много разрушений на корейскую землю, смуту, хаос и большие человеческие жертвы.
А также потерю огромной части культурного наследия. Что-то было сожжено в пожарах, что-то утеряно, что-то японцы увезли с собой и так оно там и осталось.
В период хаоса и войн ученые мужи пытались найти в природе ответы на вопросы, которые беспокоили их в охваченном войной и беспорядками государстве.
Живопись подчинялась определенным канонам и часто была иносказательной, передавала послание для тех, кто ее смотрел или правильнее, по мнению искусствоведов, "читал".
Например, на картине выше путник не хочет возвращаться из идеального мира в мир реальный, охваченный войной, огнем, проблемами и распрями, но по какой-то причине он должен идти. Уходит- и постоянно оглядывается, желая вернуться, жить спокойно на природе, созерцая ее, отрешившись от всего мирского.
Или вот, например, рыбак под ивой.
Смысл жизни- в простоте, в упрощении (не такая уж это и несовременная мысль, как вам кажется?), поэтому на картине нет большого количества цветов или заполненного пространства. На ней есть ива и рыбак- и этого достаточно, чтобы мы увидели всю картину целиком и услышали шепот ивовых веток, почувствовали движение ветра и спокойствие рыбака.
Это стремление к созерцанию находит отражение и в поэзии, конечно:
Еще пример камерного пейзажа. Простые штрихи, монохром туши и лишь набросок картины- но все понятно и читаемо. Рыбак спит в лодке- от картины исходит умиротворение, которого так не хватало людям, жившим в эпоху среднего Чосон.
Еще пример камерной живописи.
Также в этот период было распространено документирование собраний- разного рода экзаменов, встреч выпускников, проведения государственных церемоний и обрядов. Это очень ценный материал для этнографов и изучения жизни людей в любом историческом периоде.
На таких свитках обязательно было несколько частей- рисунок в одной, а на второй- подробное описание, кто с кем и по какому поводу встречался, что делали и о чем говорили. Иногда все это сопровождалось поэтическим произведением.
Конечно, все это очень интересно изучать.
Также было много работ в живописи, посвященным четырем благородным растениям- сливе, бамбуку, хризантеме и орхидее.
Например, вот такая работа:
а также символ стойкости- слива мэйхуа:
Я вот пишу сейчас это все и думаю, не была ли я в одной из прошлых жизней мужчиной богатого сословия эпохи Чосон, учитывая мое постоянное стремление к учености и любовь к орхидеям))
На этом сегодня остановимся.
Другие статьи о корейской культуре можно почитать тут: