Найти в Дзене

6–12 месяцев. Развитие речи и слуха: чек-лист

6–12 месяцев. Развитие речи и слуха: чек-лист
Во втором полугодии жизни слух и голос начинают работать как единая система. Ребёнок уже не просто реагирует на звук — он всё чаще использует голос для общения, прислушивается к речи взрослого, начинает соотносить звучание слова с ситуацией и действием.
Все ориентиры ниже опираются на шкалу раннего развития Griffiths (GMDS-ER) (раздел Hearing and

6–12 месяцев. Развитие речи и слуха: чек-лист

Во втором полугодии жизни слух и голос начинают работать как единая система. Ребёнок уже не просто реагирует на звук — он всё чаще использует голос для общения, прислушивается к речи взрослого, начинает соотносить звучание слова с ситуацией и действием.

Все ориентиры ниже опираются на шкалу раннего развития Griffiths (GMDS-ER) (раздел Hearing and Speech и частично Personal–Social), а также на классические работы отечественных исследователей.

 Это коридоры возрастных возможностей, внутри которых допустима индивидуальная вариативность.

ЧЕК-ЛИСТ 6–12 МЕСЯЦЕВ Отмечайте «да» или «нет». Этого достаточно, чтобы увидеть общую картину.

6–7 месяцев 

◻ Вокализации становятся более активными и разнообразными.

◻ Ребёнок «играет» голосом: меняет громкость, интонацию, длительность звуков.

◻ Устойчиво реагирует на обращение взрослого. 

◻ Прислушивается к речи, удерживает слуховое внимание.

7–8 месяцев 

◻ Вокализации приобретают ритм и повторяемость. 

◻ Появляются попытки подражать звукам взрослого. 

◻ Различает эмоциональную окраску речи. 

◻ Узнаёт своё имя и реагирует на него.

8–9 месяцев 

◻ Начинает реагировать на знакомые слова в привычной ситуации.

◻ Понимает простые речевые сигналы типа «нельзя», «дай» в контексте.

◻ Соотносит слово с предметом при совместном внимании со взрослым.

◻ Использует вокализации как средство общения.

9–10 месяцев 

◻ Реагирует на простые бытовые просьбы в знакомых ситуациях. 

◻ Узнаёт знакомые предметы по слову. 

◻ Понимает обращённую речь без опоры на жест, если ситуация хорошо знакома. 

◻ Вокализации становятся адресными, направленными на взрослого.

10–11 месяцев 

◻ Расширяется понимание обращённой речи в бытовых ситуациях. 

◻ Использует жесты в сочетании с вокализациями. 

◻ Реагирует на просьбы типа «покажи», «принеси» в привычном контексте. 

◻ Активно вступает в голосовой контакт со взрослым.

11–12 месяцев 

◻ Понимает бытовую речь в знакомых ситуациях. 

◻ Выполняет простые инструкции без наглядной подсказки, если ситуация знакома. 

◻ Может появляться первое осмысленное слово 

◻ Вокализации постепенно приобретают более осмысленный характер.

Если большая часть пунктов — «да», развитие идёт в пределах возрастной нормы. 

Если же ребёнок мало реагирует на речь, редко использует голос для общения или что-то вызывает внутреннее беспокойство, первым делом стоит подумать о слухе и качестве взаимодействия со взрослым и обсудить это со специалистом.

Следующий пост — 12–18 месяцев: понимание речи и первые слова.

Предыдущие посты о нормах ⤵️ #ВозрастныеНормыВБунина