Неделя 28-я по Пятидесятнице (Лк. 17:12–19): Исцеление десяти прокажённых
Вступление:
В этом Евангельском чтении десять прокажённых, находящихся вне общества по закону, встречают Иисуса Христа и получают исцеление по Его слову. Только один из них — самарянин — возвращается, чтобы воздать хвалу Богу. Христос указывает на неблагодарность остальных и говорит вернувшемуся: «вера твоя спасла тебя».
Текст Евангелия (Лк. 17:12-19):
12 И когда входил Он в одно селение, встретили Его десять человек прокаженных, которые остановились вдали
13 и громким голосом говорили: Иисус Наставник! помилуй нас.
14 Увидев их, Он сказал им: пойдите, покажитесь священникам. И когда они шли, очистились.
15 Один же из них, видя, что исцелен, возвратился, громким голосом прославляя Бога,
16 и пал ниц к ногам Его, благодаря Его; и это был Самарянин.
17 Тогда Иисус сказал: не десять ли очистились? где же девять?
18 как они не возвратились воздать славу Богу, кроме сего иноплеменника?
19 И сказал ему: встань, иди; вера твоя спасла тебя.
Параллельные места из Писания:
- Лев. 13:45–46 — закон об изоляции прокажённых.
- Лев. 14:2–32 — обряд очищения через священников.
- Пс. 49:14–15 — «принеси в жертву Богу хвалу».
- Пс. 115:3 — «Что воздам Господу за все благодеяния Его ко мне?»
- Кол. 3:17 — «Всё, что вы делаете, словом или делом, всё делайте во имя Господа Иисуса Христа, благодаря через Него Бога Отца».
- 1 Фес. 5:18 — «За всё благодарите».
- Ис. 1:2–4 — обличение неблагодарного народа.
- Рим. 3:23–24 — «Все согрешили и лишены славы Божией, получая оправдание даром, по благодати Его».
Вопросы и комментарии:
А) ВОПРОСЫ НА ЗНАНИЕ ФАКТОВ
Вопрос А1: Почему прокажённые стояли «вдали» и взывали громким голосом?
Комментарий: По закону Моисея прокажённые считались ритуально нечистыми и должны были жить отдельно от общества, предупреждая о своём приближении криком. Они не могли приближаться к людям, поэтому и обратились к Христу издалека, что показывает их крайнюю нужду и надежду только на Его милость.
Святитель Филарет Московский:
«Проказа была болезнь тяжкая, часто заразительная, нечистая. По закону Моисееву, прикоснувшийся к больному проказою признаваем был нечистым… Прокаженные были люди отверженные от общества и сопребывания других людей: Почему Евангельские десять прокаженных и встретили Господа не в доме, не в селении, но пред вступлением Его в селение, “входящу Иисусови в некую весь”, и не смея приближиться, “сташа издалеча”».
Святитель Григорий Палама:
«Прекрасно Евангелист отмечает, говоря не: “когда Он вошел”, но – “когда Он входил в город”, Его встретили прокаженные: потому что, как “нечистые”, они были изгнаны из городов и селений, и жили в их окрестностях. Но и “остановились вдали” говорится: потому что им, сущим и вне селений, не было допущено смешиваться со здоровыми».
Блаженный Феофилакт Болгарский:
«Встретили они Его вне города, ибо им, так как они считались нечистыми, не позволялось жить внутри города (Лев. 13:46). Они остановились “вдали”, как бы стыдясь мнимой своей нечистоты и не смея приблизиться в той мысли, что и Иисус возгнушается ими, как прочие то делали, возвышают голос и просят милости».
Вопрос А2: Что означает повеление «пойдите, покажитесь священникам»?
Комментарий: Согласно закону Моисея, именно священники имели право удостоверять очищение от проказы и совершать установленные обряды (Лев. 14). Христос, будучи Владыкой закона, исполняет его, посылая прокажённых к священникам ещё до явного исцеления. Это было испытанием их веры и послушания, а также свидетельством для самих священников. Чудо совершается «на пути» — в момент их доверия и действия.
Святитель Кирилл Александрийский:
«И почему Иисус не сказал снова: “хочу, очистись” (Мк 1:41), как Он сказал другому прокаженному, а велел им лучше показаться священникам? Закон требовал предъявления излеченных прокаженных; ведь повелел им показаться священникам и принести жертву за очищение. Потому как уже излеченными Иисус повелел им идти и засвидетельствовать это священникам — или учителям иудеев, всегда дурно отзывающимся о Его славе, что по надежде и невероятно они были избавлены от несчастья, когда Христос изволил им исцелиться. Не излечил их сначала, но послал к священникам, поскольку священники знали признаки проказы и вид, когда она излечена».
Святитель Григорий Палама:
«Поскольку же по Закону не было допущено окружающим Его людям иметь соприкосновение с прокаженными, то Господь, дабы учением и чудесами привести к вере, ничего не требуя от них, оказывает им милость и очищает от проказы… Каким же образом очищает их? – Тем, что говорит им: “Шедше, покажитеся священником; и бысть идущим им, очистишася”, когда словом Своей силы Держащий весь мир повелел им послушно уйти и по дороге даровал им очищение. Потому что как ради нас соблюдая Закон, Владыка Закона не подозвал к Себе прокаженных, и даже не допустил им приблизиться к Нему, так и после того, как склонился на их плачевные вопли, даруя им исцеление, Он посылает их к священникам, – опять же действуя, как этого требовал Закон: потому что Закон предписал, чтобы очистившийся от проказы не сам от себя засвидетельствовал это, но должен был идти к священникам и представить на их очи всю часть тела (исцеленную от болезни), и посредством них принять подтверждение в праве быть признанным чистым».
Блаженный Феофилакт Болгарский:
«Он (Иисус) повелевает им (прокаженным) показаться священникам. Ибо священники осматривали таковых, и от них сии принимали решение, чисты ли они от проказы, или нет (Лев. 13). Священники имели признаки, по коим они отмечали неизлечимую проказу… Повеление им пойти к священникам указывало не на другое что, как на то, что они сделаются чистыми. Поэтому и сказано, что они, идя дорогой, очистились».
Вопрос А3: Почему Евангелист подчёркивает, что благодарным оказался именно самарянин?
Комментарий: Самаряне считались чуждыми иудеям, «иноплеменниками», отпадшими от истинного богопочитания. Указание на то, что именно самарянин вернулся воздать славу Богу, обличает религиозную самодостаточность и неблагодарность избранного народа (девяти иудеев) и показывает, что вера и благодарность часто проявляются там, где их меньше всего ожидают.
Святитель Николай Сербский:
«Он единственный вернулся, чтобы поблагодарить. Но разве для Христа существуют иноплеменники? Разве Он пришел спасти не всех людей, а только иудеев? Иудеи хвалились своей богоизбранностью и тем, что своим богопознанием превосходили все остальные народы земли. Но вот пример, показывающий тупость их ума и окаменение сердца! Ассириец, язычник, оказался обладателем более просветленного ума и благородного сердца, чем хвастливые иудеи».
Святитель Кирилл Александрийский:
«Девять человек, каковыми были иудеи, оказавшись во власти неблагодарного забвения, не вернулись отдать должное Богу; таким образом Иисус показывает жестокосердие и совершенную забывчивость Израиля. Иноплеменник же, то есть самаритянин, чей род идет от ассирийцев… возвратился, громким голосом прославляя Бога (Лк 17:15). Тем самым показано, что самаритяне благоразумны, а иудеи неблагодарны, даже когда им оказано благодеяние».
Блаженный Феофилакт Болгарский:
«Но смотри, как мы и сначала говорили, из десяти человек девять, хотя они были и израильтяне, остались неблагодарными. А самарянин, хотя был и чуждого рода, возвратился и высказал свою признательность (а самаряне были ассирияне), чтобы никто из язычников не отчаивался, и никто из происходящих от святых предков сим не хвалился… А язычники, народ чуждый, признали очистившего их и прославили Его верой».
Святитель Филарет Московский:
«В числе десяти прокаженных удостоен был чудесного исцеления “самарянин”. Сим наименованием означались люди, отпадшие от православия ветхозаветной Церкви… Но и чуждаго Церкви не отчуждил Глава Церкви от благодеяния телеснаго: и последствия показывают, что благодеяние не потеряно. Самарянин, конечно, не остался самарянином, когда, по исцелении, к Обличителю самарян “возвратился, со гласом велиим славя Бога, и паде ниц при ногу Его, хвалу Ему воздая”».
Б) ВОПРОСЫ ПО СМЫСЛУ ТЕКСТА
Вопрос Б1: Как связаны вера, послушание и исцеление в этой истории?
Комментарий: Прокажённые проявили начальную веру, взывая к Иисусу как к Наставнику, способному их исцелить. Однако вера раскрылась в послушании Его слову — они отправились к священникам ещё до явного исцеления. Чудо совершилось «на пути», когда они действовали в доверии к Его слову. Это показывает, что вера без дел (послушания) мертва, и что Бог часто даёт благодать именно в момент нашего доверчивого действия.
Святитель Григорий Палама:
«Каким же образом очищает их? – Тем, что говорит им: "Шедше, покажитеся священником; и бысть идущим им, очистишася", когда словом Своей силы Держащий весь мир повелел им послушно уйти и по дороге даровал им очищение. Потому что как ради нас соблюдая Закон, Владыка Закона не подозвал к Себе прокаженных, и даже не допустил им приблизиться к Нему, так и после того, как склонился на их плачевные вопли, даруя им исцеление, Он посылает их к священникам, – опять же действуя, как этого требовал Закон».
Блаженный Феофилакт Болгарский:
«Повеление им пойти к священникам указывало не на другое что, как на то, что они сделаются чистыми. Поэтому и сказано, что они, идя дорогой, очистились».
Святитель Филарет Московский:
«Итак Христос Спаситель, отсылая прокаженных к священникам и в церковь, чрез сие хотел, во-первых, уклониться от славы человеческой, потому что исцеление в сем случае должно было последовать не при многолюдстве в виду целаго селения, но в уединении на пути, во-вторых, побудить их к исполнению обязанностей церковных и богослужебных, в-третьих, возвести умы и сердца их к Богу, дабы в Нем видели источник всякаго блага и благодеяния, и Ему за все воздавали славу».
Вопрос Б2: Почему Христос говорит самарянину: «вера твоя спасла тебя», а не «Я исцелил тебя»?
Комментарий: Христос подчёркивает, что спасение — это не только физическое исцеление, но и целостное восстановление человека в отношениях с Богом. Слова «вера твоя спасла тебя» указывают на то, что именно ответ человека — его доверие, признание и благодарность — становится тем, что открывает возможность действия благодати Божия. Христос, в Своём смирении и любви, возвышает достоинство человеческой свободы и веры, делая человека соучастником своего спасения.
Святитель Николай Сербский:
«Видите, сколь велик Господь в смирении, также как и в благости! Для Него является радостью назвать людей соработниками в Своих великих и благих делах. Этим Он хочет возвысить достоинство униженного и уничиженного рода человеческого. Будучи превыше человеческого тщеславия и гордости, Он желает разделить Свои заслуги с другими, Свое богатство — с бедными, Свою славу — с несчастными и жалкими. "Вера твоя спасла тебя". Действительно, этот Самарянин веровал, как веровали и остальные девять прокаженных... Но Господь наш Иисус Христос относится к людям иначе. Христос поставил Свой воз пшеницы, а прокаженный самарянин бросил в этот воз одно свое зерно. Христов воз пшеницы есть Его Божественная сила и власть, а зерно прокаженного — его вера во Христа. Но справедливый и человеколюбивый Христос не хочет скрыть даже одного этого зерна, напротив, воздает ему большую честь, чем Своему возу. Потому он и не говорит, как сказали бы в подобном случае все смертные: "Мой воз пшеницы напитал тебя", но: "Твое зерно тебя напитало!" Он не говорит: "Я спас тебя!", но: "Вера твоя спасла тебя". О, сколько великодушия в сих словах!»
Святитель Игнатий Брянчанинов:
«Богочеловек, по человечеству Своему, искал не Своей славы от человеков: искал, чтоб ими, во благо их, почитаем был должным образом Бог. Те, которые расположены были к истинному богопочитанию, о чудо! обретали Бога, прикрывшегося человечеством, обретали Спасителя и в Нем спасение свое. Отвергли Спасителя те, которые в душе своей отвергли первоначально Бога».
Святитель Лука Крымский:
«И обратился к благодарившему Его самарянину: "Встань, иди; вера твоя спасла тебя" (Лк. 17:17–19), воздав за его веру спасение вечное».
Вопрос Б3: Что, по толкованию отцов Церкви, символизирует проказа?
Комментарий: Отцы Церкви видят в проказе глубокий духовный символ греха. Как прокажённый изолирован от общества, так грех отделяет человека от Бога и Церкви. Как проказа обезображивает тело, так грех искажает образ Божий в человеке. Как прокажённый нуждается во внешнем очищении через священника, так грешник нуждается в исповеди и духовном врачевании. Исцеление от проказы становится прообразом искупления и очищения от греха через Христа.
Святитель Григорий Палама:
«Все, что принадлежало ветхозаветному Закону было символическим, как образ и как тень: поэтому оный Закон считал проказу состоянием греховным, скверным и отталкивающим, и называл "нечистыми" прокаженных... иносказательным образом обозначая этим нечистоту тех, которые грешат в отношении Бога, а также и тех, которые им содействуют и общаются с ними. И, вот, под "прокаженными" иносказательно имелись в виду обманщики, плуты, гневливые и злопамятные люди: потому что как проказа делает кожу тела шероховатой и пятнистой, так обман и лукавство, гнев и бешенство, делают разумную часть души неустойчивой и жестокой... Поскольку же под "проказой" иносказательно подразумевается грех, то тот факт, что долженствовало представить священникам на показ очищение от нее, полностью означает, что никто из грешащих против Бога, хотя бы и отступил от греха, хотя бы и возместил делами покаяния, не возможет принять от Него отпущения и быть причисленным к неповинным, если только, придя к имеющему от Бога власть разрешать грехи, не откроет ему, путем исповеди, свою больную проказой — вследствие греха — душу, и не примет от него полное удостоверение о прощении (его грехов)».
Блаженный Феофилакт Болгарский:
«Чудо сие намекает и на общее спасение, бывшее для всего рода человеческого. Десять прокаженных обозначают всю природу человеческую, прокаженную злобой, носящую на себе безобразие греха, живущую за нечистоту свою вне города небесного и отстоящую далеко от Бога... И хотя Он уврачевал всю прокаженную природу, воплотившись и вкусив смерть за всякого человека».
Святитель Лука Крымский:
«Итак, очищенные Христом от оного первого проклятия, которое лежало на нас как проказа, да и пагубнее и мерзостней всякой проказы, — поскольку болезнь вместе с телом перешла и на самую душу... Итак, очищенные от сего Христом и восприявшие от Него наше естество опять таким же чистым, каким оно было в начале (до грехопадения), мы, однако, не присоединяемся к Нему, добродетельной жизнью воздавая Ему славу, но снова, вследствие проклятых и беззаконных дел, удаляемся от Него».
В) ВОПРОСЫ НА СВЯЗЬ С ЖИЗНЬЮ
Вопрос В1: В каких жизненных ситуациях я чаще всего забываю благодарить Бога?
Комментарий: Мы чаще всего забываем благодарить Бога в ситуациях, когда получаем что-то как должное, когда благополучие становится привычным фоном жизни. Также неблагодарность проявляется в моменты, когда мы сосредоточены на том, чего у нас нет, а не на том, что имеем. Особенно это касается здоровья, ежедневных благ, семейного мира — того, что кажется само собой разумеющимся, пока не утрачивается.
Святитель Лука Крымский:
«Я, прожив долгую жизнь, с горечью убедился в том, что многие из людей, чуждых христианскому миру, гораздо более благодарны за мои врачебные исцеления, чем русские и даже православные... А мы, люди нынешнего века, не так ли, не гораздо ли даже больше повинны пред Богом в неблагодарности? Я смею сказать, что если в то древнее время нашелся один благодарный из десяти, то в наше едва ли найдется один из тысячи. Ибо это одна из наших тяжких духовных язв. За что так оскорблять Господа Иисуса Христа, Который Свою Божественную Кровь пролил за нас на Кресте, Который Тело Свое пречистое отдал нам в снедь для спасения нашего?»
«Откуда же неблагодарность в людях, в чем ее корни, что питает ее? Подумайте, кто благодарен и кто нет? Не знаете ли вы, что всякий убогий, больной, ничего не имеющий, беззащитный и беспомощный кланяется вам низко и благодарит даже за малое подаяние, которое творите ему? Такие всегда благодарны, потому что в страданиях своих стали смиренными, а корень благодарности именно в смирении. А кто неблагодарен? Человек богатый, власть имущий, занимающий высокое положение в обществе, всегда настроен так, что он выше всех других, а потому все низшие должны служить ему. Всякие благодеяния, оказываемые ему, он считает за должное. Такие гордые, превозносящиеся над всеми люди страдают тяжким грехом неблагодарности; более того, лишенные смирения считают, что они должны иметь гораздо больше и выше стоять. Здесь речь о благодарности даже не заходит».
Святитель Филарет Московский:
«Неблагодарность есть нечувствие души не естественное. В природе, не только человека, но и безсловесных, насаждено расположение к благодарности. Лев, котораго преподобный Герасим избавил от болезненнаго страдания, вынув у него из лапы занозу, ощутил к своему благодетелю такую привязанность, что служил ему во всю остальную жизнь его, и по его смерти, от печали по нем, умер на его могиле. — Но чтож? Если другой поступает не по природе: неужели посему, ты сын благодати, решишься поступать не по благодати? Неужели удержишь руку твою от благотворения потому, что испытал или предвидишь неблагодарность? Вспомни твоего Спасителя, Который хотя видел пред Собою девять неблагодарных, против одного благодарнаго, не удержался от благотворения всем».
Вопрос В2: Как можно развивать в себе привычку благодарности в повседневности?
Комментарий: Развитие благодарности начинается с осознанного внимания к дарам Божиим в каждый момент жизни — от великих событий до самых малых, как солнечный свет или глоток воды. Важно практиковать ежедневную благодарственную молитву, а также учиться видеть благой Промысл Божий не только в радостях, но и в испытаниях, которые очищают и приближают нас к Богу. Благодарность должна стать внутренней установкой сердца, а не только формальным словом.
Святитель Лука Крымский:
«Еще древний мудрец Иисус, сын Сирахов, сказал: "Все, что ни приключится тебе, принимай охотно и в превратностях твоего уничижения будь долготерпелив" (Сир. 2:4). Все наши скорби и горести посылаются нам от Бога для нашего же спасения, ими ведет Он нас ко благу, а от нас требует, чтобы мы все, посылаемое от Него, принимали не только безропотно, без хулы на Его святую волю, а с благодарностью. Даже когда Бог отнимает у нас наших ближних — отца и мать, братьев и сестер, детей наших, — и тогда должны смиренно склонить голову свою перед Его волей, всегда благой, всегда спасительной, и за все, даже за самое тяжелое, благодарить Его. Знайте и помнить, что благодарность Богу, возносимая нами в молитве, вместе с покаянием, приносимым Ему, глубоко, в самом корне изменяет сердце наше. Если мы всегда благодарны, исповедуем грехи свои, то душевный наш взор постепенно просветляется, мы учимся следить за собой, получаем способность замечать в своем сердце то, чего не видят люди нравственно распущенные, люди душевные, а не духовные. Полное очищение сердца и благодарность наша Богу дает нам великую Божию благодать».
«Вот почему апостол Павел, обращаясь к колоссянам, говорит: "Все, что вы делаете словом ли делом, все делайте во имя Господа нашего Иисуса Христа, благодаря чрез Него Бога Отца" (Кол. 3:17). Будем же поэтому всегда благодарными, будем помнить слова псалма Давидова: "Что воздам Господу за все благодеяния Его мне" (Пс. 115:3)? Эти святые слова да будут начертаны горящими буквами на сердцах наших! Всегда повторяйте: "Что воздам я, несчастный и погибающий, Господу моему, так много воздавшему мне?"»
Святитель Филарет Московский:
«Внимай сему, христианин, и поучайся у твоего Божественнаго Наставника, в благотворении любить сокровенность, а не гласность, искать не своей, а Божией славы. Когда дело твоего человеколюбия и щедрости умягчает пред тобою сердце облагодетельствованнаго: пользуйся сим случаем сделать ему еще большее благодеяние, — возбудить или усилить в нем чувствования веры и благочестия, возвысить его к благодарению, любви и прославлению верховнаго благодетеля Бога».
Вопрос В3: Чем опасна неблагодарность в духовной жизни?
Комментарий: Неблагодарность опасна тем, что она ожесточает сердце, делает его невосприимчивым к благодати Божией. Неблагодарный человек постепенно теряет способность видеть действия Бога в своей жизни, начинает приписывать успехи себе или случайности, а в трудностях — роптать. Это ведёт к духовной слепоте, охлаждению веры и отдалению от Бога. В конечном счёте, неблагодарность может лишить человека спасения, как это произошло с девятью исцелёнными иудеями, которые получили только телесное исцеление, но не спасение души.
Святитель Лука Крымский:
«Тяжело было и Иисусу Христу видеть неблагодарность иудеев. Но Господь только тихо и кротко укорил их вопросом: "Не десять ли очистились? Где же девять? Как они не возвратились воздать славу Богу, кроме сего иноплеменника?" И обратился к благодарившему Его самарянину: "Встань, иди; вера твоя спасла тебя" (Лк. 17:17–19), воздав за его веру спасение вещее».
«В пример для подражания, к нашему величайшему стыду, приводит нам Сам Господь устами пророка вола с ослом, знающих своего владельца, шакала со страусом, которые благодарны за то, что Бог дает им воду и пищу в пустыне. Из Послания апостола Павла к Тимофею знаем, что по мере приближения времени Страшного Суда, все более дурными будут становиться люди во всех отношениях: "Знай же, что в последние дни наступят времена тяжкие, ибо люди будут самолюбивы, сребролюбивы, горды, надменны, злоречивы, родителям непокорны, неблагодарны, нечестивы, недружелюбны, непримирительны, клеветники, невоздержны, жестоки, не любящие добра, предатели, наглы, напыщенны, более сластолюбивы, нежели боголюбивы" (2 Тим. 3:1–4). Страшно сказать, но немало среди нас и вокруг нас таких людей, а так быть не должно».
Святитель Григорий Палама:
«Господь же сказал к предстоящим тут людям: "Не десять ли очистишася, да девять где? Како не обретошася возвращшеся дати славу Богу", хотя ради этой цели Он их и исцелил, именно: чтобы они восприяли свободу действий и возымели общение с Его последователями и в результате сего возымели исцеление душ и прославили Исцелителя и душ и тел; но их не нашлось, чтобы воздать славу Богу. Но, о какое бедствие! Потому что можно видеть, что и мы теперь этим же страждем. — Потому что, очищенные Христом от оного первого проклятия, которое лежало на нас как проказа, да и пагубнее и мерзостней всякой проказы, — поскольку болезнь вместе с телом перешла и на самую душу... Итак, очищенные от сего Христом и восприявшие от Него наше естество опять таким же чистым, каким оно было в начале (до грехопадения), мы, однако, не присоединяемся к Нему, добродетельной жизнью воздавая Ему славу, но снова, вследствие проклятых и беззаконных дел, удаляемся от Него».
Святитель Филарет Московский:
«Не унижай достоинства благотворения желанием благодарности, как платы; не уменьшай радости благотворения мыслию о неблагодарности, которая не причиняет ущерба благотворению. "Доброе творяще, да не стужаем си: во время бо свое пожнем, не ослабеюще" (Гал. 6:9). Аминь.»
Заключение для ведущего
Эта евангельская история показывает нам очень важную разницу — разницу между тем, чтобы просто получить помощь от Бога, и тем, чтобы по-настоящему принять Его дар всем сердцем. Все десять прокажённых были больны страшной болезнью, которая не только разрушала их тела, но и отторгала их от общества, заставляя жить в одиночестве и стыде. Когда они встретили Иисуса Христа, они попросили о помощи, и Он исцелил их, но только один из них — человек другой веры, самарянин — вернулся, чтобы сказать «спасибо» и поклониться своему Спасителю.
История этих десяти человек — это история и про нас, потому что проказа здесь является образом греха, который точно так же портит нашу душу, отдаляет нас от Бога и от других людей. Мы все в какой-то степени похожи на тех прокажённых — нуждаемся в исцелении и помощи. И Бог даёт нам эту помощь, часто ещё до того, как мы успеваем её попросить, — в виде здоровья, семьи, работы, простых ежедневных радостей. Но вопрос в том, что мы делаем с этим даром.
Девять исцелённых иудеев символизируют людей, которые принимают Божьи дары как нечто само собой разумеющееся. Они получили то, что хотели, и пошли дальше по своим делам, не оглядываясь назад. Их вера была поверхностной, она ограничилась только моментом нужды. Самарянин же проявил нечто большее — его вера стала благодарной, а благодарность превратилась в поклонение. Он понял, что важно не только исцеление, но и Тот, Кто его дарует.
Благодарность — это не просто вежливое слово «спасибо». Это состояние сердца, которое помнит о добре, умеет ценить его и признаёт, что само по себе оно ничего не заслужило. Благодарное сердце остаётся открытым для новых даров, а неблагодарное — постепенно черствеет и закрывается, переставая замечать даже очевидные блага. Святые отцы прямо говорят, что в наше время неблагодарных людей стало гораздо больше, чем в евангельские времена, — мы разучились ценить то, что имеем, и потому часто бываем несчастны даже при внешнем благополучии.
Эта история заставляет каждого из нас задуматься: а на кого из десяти прокажённых похож я? Бегу ли я к Богу только тогда, когда мне плохо, а в хорошие моменты забываю о Нем? Способен ли я возвращаться к Нему с благодарностью за простые вещи — за новый день, за хлеб на столе, за улыбку близкого человека? Или я, как те девять, принимаю всё это как должное?
Бог исцеляет и помогает даже тем, кто, возможно, не вернётся поблагодарить — потому что Его любовь безусловна. Но полную радость от встречи с Ним и спасение души, получает только тот, кто, подобно самарянину, возвращается и говорит от всего сердца: «Слава Тебе, Боже, слава Тебе». Пусть же эта история поможет и нам научиться такой благодарной вере — вере, которая не только просит и получает, но и благодарит.
Материал составлен на основе толкований святителей Кирилла Александрийского, Григория Паламы, Феофилакта Болгарского, Игнатия Брянчанинова, Филарета Московского, Луки Крымского и Николая Сербского.