Приветствуем Вас дорогие радиозрители и телеслушатели)))
Сегодня хотелось бы поговорить на немаловажную тему электропитания лебедок. Большинство пользователей смотрят на такие параметры лебедки, как тяговое усилие, чуть реже обращают внимание на передаточное отношение редуктора, и очень малая часть задумывается о правильной подаче питания к лебедке.
Итак, основным источником питания лебедок является аккумуляторная батарея (далее АКБ) транспортного средства. Да, именно АКБ, а не генератор, как заблуждаются некоторые пользователи лебедок. Разберём среднестатистический случай. Уаз 469, 3151 он же Хантер, в штатном исполнении генератора (не берем во внимание старые ~65А генераторы) выдаёт порядка 90А тока и это, не вдаваясь в детали про обороты генератора, натяжение ремня и прочие тонкости, просто грубый подсчёт по номинальным значениям. А наиболее подходящая и популярная лебедка для данного автомобиля, одноименной серии Hunter 9500lbs.
Потребление тока на холостом ходу у данной лебедки составляет 80-90А. Качество электрических соединений, потери на нагрев и прочие факторы ещё увеличивающие эти показатели, так же пока опустим. Только вот генератор, обеспечивает помимо лебедки, ещё и остальные потребители: фары, печку, катушки зажигания и т.д. А при пиковых нагрузках на лебедку, токи могут доходить до 500А. Таким образом получается, что даже на холостом ходу лебедка разряжает АКБ. Так и к чему всё это предисловие? А к тому, что, как и двигателю нужен хороший бензин для полной отдачи мощности, так и лебёдке нужно качественное электропитание. Для этого необходимо соблюдать несколько условий.
Условие первое: состояние и качество АКБ. Мы в компании redBTR проводили стендовые испытания, как состояние АКБ влияет на тяговое усилие. Испытуемой была вышеуказанная лебедка серии Hunter 9500lbs(4310кгс) В результате получили, что на б\у АКБ 72Ач в состоянии примерно 50-60% износа, который вполне можно эксплуатировать в повседневной жизни, тяговое усилие уменьшилось с номинальных 4300кгс до 3500кгс. Для скептиков следует уточнить, что с новой АКБ лебедка превысила номинальные результаты показав 4570кгс. Решений в данном случае несколько. Первое, увеличение ёмкости, ну и вместе с тем пускового тока, выдаваемого АКБ. Таким образом, на дистанции, при потере своих эксплуатационных характеристик, АКБ будет обладать большим запасом по выдаваемой силе тока. Но есть и минусы у данного решения: не всегда имеется место в подкапотном пространстве для установки скажем условно 100Ач АКБ, да и не каждый генератор осилит полноценный заряд такой ёмкости. Что приводит к преждевременному износу батареи.
Вторым наиболее правильным на наш взгляд вариантом является установка второго АКБ. Но просто подключив в параллель второй аккумулятор вы по сути придете к варианту номер один. Для правильного подключения мы предлагаем «Устройство развязки аккумуляторов».
Данное устройство представляет из себя силовое реле с электронным управлением. Позволяет последовательно заряжать АКБ 1(основной), затем АКБ2(дополнительный), избегая недозаряда, перегрузки генератора и прочих негативных последствий. Для примера разберём как это работает. К АКБ2 вы подключаете лебедку, АКБ1 питает автомобиль и заряжается в первую очередь. В случае если АКБ1 полностью заряжен, срабатывает реле и начинается заряд АКБ2. Функционал этим не ограничивается. Имеется функция принудительного запараллеливания аккумуляторов. Это пригодится, если, например, АКБ1 разрядился или внезапно вышел из строя и его не хватает для запуска автомобиля. Нажимаем кнопку, реле срабатывает, подключается АКБ2 производим запуск.
Итак, с аккумуляторами разобрались. Следующим аспектом обеспечения подключения электрической лебедки является выбор проводов. Поскольку сила тока в данном агрегате имеет весьма значительные показатели, то и сечение проводов соответствующее. Штатные провода входящие в комплект поставки лебедки, имеют сечение в соответствии с потреблением электродвигателя лебедки. Иногда длины штатных проводов не хватает для протяжки до места предполагаемой установки. Тогда стоит прибегнуть к правилу увеличения сечения проводов до следующего при превышении длины 5м. Например, штатный провод имеет сечение 25мм² и при монтаже необходимо проложить 6м до АКБ, т.к. лебедка устанавливается в заднюю часть транспортного средства. Для этого необходимо перейти на провод 35мм². А также заведомо озаботиться специальными пресс-клещами и накатниками для данного типа провода. Распространенной ошибкой является подключение силового провода массы на кузов автомобиля. Штатный провод массы автомобиля не рассчитан на такие нагрузки и непременно выйдет из строя. В связи с этим необходимо подключать силовой минусовой провод от электродвигателя лебедки непосредственно к клеммам аккумулятора.
Для безопасности эксплуатации лебедки в цепь необходимо включать размыкатель, чтобы в случае нештатной работы лебедки, имелась возможность экстренно её отключить. Размыкать следует именно положительный провод. Делать это необходимо не только для безопасности, но и для сохранения заряда АКБ во время длительного бездействия лебедки. В ассортименте redBTR имеется несколько видов размыкателей с различным номиналом.
Подводя итоги сказанного выше стоит отметить, что к монтажу электричкой части лебедки необходимо подходить не менее ответственно чем к механической. От этого зависит не только правильность её работы, но и Ваша безопасность.