Найти в Дзене

К 110-летию со дня рождения Георгия Васильевича Свиридова (3/16 декабря 1915, Фатеж – 6 января 1998, Москва)

Свиридов Георгий Васильевич — один из крупнейших отечественных композиторов второй половины ХХ века, достойно продолживший дело С.С. Прокофьева, Н.Я. Мясковского, Д.Д. Шостаковича, лауреат Сталинской премии I степени (1946), Ленинской премии (1960), Государственных премий СССР и РФ (1968, 1980, 1994), премии президента РФ (1997), Герой Социалистического Труда (1975), народный артист СССР (1970), автор многочисленных вокальных и хоровых произведений, музыки к кинофильмам, спектаклям, телепередачам. Его творчество — выдающееся явление русской культуры, оно и современно, и глубоко связано с музыкальными традициями прошлого. В его сочинениях отражена, по сути, история нашей страны, начиная от Куликовской битвы («Песни о России» на слова А. Блока), через эпохи царей Ивана Грозного и Бориса Годунова (музыка к фильмам-спектаклям) к декабрьскому восстанию (оратория «Декабристы» с текстами К. Рылеева, А. Бестужева), революционным событиям ХХ столетия («Патетическая оратория») и Великой отечеств
Фотография Г.В. Свиридова. Ленинград. 1937 г. РГАЛИ. Ф. 3333. Оп. 2.
Фотография Г.В. Свиридова. Ленинград. 1937 г. РГАЛИ. Ф. 3333. Оп. 2.

Свиридов Георгий Васильевич — один из крупнейших отечественных композиторов второй половины ХХ века, достойно продолживший дело С.С. Прокофьева, Н.Я. Мясковского, Д.Д. Шостаковича, лауреат Сталинской премии I степени (1946), Ленинской премии (1960), Государственных премий СССР и РФ (1968, 1980, 1994), премии президента РФ (1997), Герой Социалистического Труда (1975), народный артист СССР (1970), автор многочисленных вокальных и хоровых произведений, музыки к кинофильмам, спектаклям, телепередачам.

Фотография М.М. Кажлаева, К.С. Хачатуряна, Г.В. Свиридова, Р.К. Щедрина на II съезде композиторов. Москва. 1958 г. РГАЛИ. Ф. 3333. Оп. 2.
Фотография М.М. Кажлаева, К.С. Хачатуряна, Г.В. Свиридова, Р.К. Щедрина на II съезде композиторов. Москва. 1958 г. РГАЛИ. Ф. 3333. Оп. 2.

Его творчество — выдающееся явление русской культуры, оно и современно, и глубоко связано с музыкальными традициями прошлого. В его сочинениях отражена, по сути, история нашей страны, начиная от Куликовской битвы («Песни о России» на слова А. Блока), через эпохи царей Ивана Грозного и Бориса Годунова (музыка к фильмам-спектаклям) к декабрьскому восстанию (оратория «Декабристы» с текстами К. Рылеева, А. Бестужева), революционным событиям ХХ столетия («Патетическая оратория») и Великой отечественной войне 1941–1945 годов (музыка на открытие мемориала павшим на Курской дуге). Соответственно этому и интонационный диапазон его произведений простирается от древнерусских церковных напевов до современной Свиридову частушки и городской песни.

Фотография Г.В. Свиридова за работой. Москва. 1965 г. РГАЛИ. Ф. 3333. Оп. 2.
Фотография Г.В. Свиридова за работой. Москва. 1965 г. РГАЛИ. Ф. 3333. Оп. 2.

Особое место в его творчестве занимает фольклор. Развивая традиции, заложенные в XIX веке М.И. Глинкой и композиторами «Могучей кучки», он пишет цикл «Курские песни», в котором нет ни одной точной цитаты из народных песен, но который создает ощущение подлинности, исконности звучащего материала.

Г.В. Свиридов родился в городе Фатеже Курской области в семье почтового служащего и учительницы. Отец будущего композитора увлекался идеями большевизма, а мать придерживалась монархических взглядов, с юных лет пела в церковном хоре, что впоследствии отразилось на музыкальных пристрастиях ее сына. В 1919 году отец Г.В. Свиридова трагически погиб в столкновении большевиков с отрядом деникинцев.

Фотография М.П. Георгадзе, А.А. Андреева, Н.В. Подгорного, Д. Ибарури, В.А. Трапезникова (нижний ряд), Л.А. Костандова, Г.В. Свиридова, К.М. Симонова, П.В. Науменко, Г.Н. Бочкарева, И.С. Мелехова (верхний ряд) в Кремле после вручения правительственных наград. 28 декабря 1965 г. РГАЛИ. Ф. 3333. Оп. 2.
Фотография М.П. Георгадзе, А.А. Андреева, Н.В. Подгорного, Д. Ибарури, В.А. Трапезникова (нижний ряд), Л.А. Костандова, Г.В. Свиридова, К.М. Симонова, П.В. Науменко, Г.Н. Бочкарева, И.С. Мелехова (верхний ряд) в Кремле после вручения правительственных наград. 28 декабря 1965 г. РГАЛИ. Ф. 3333. Оп. 2.

В 1924 году семья Свиридовых переехала в Курск, где в 1929 году мальчик поступил в музыкальную школу по классу фортепиано. На вступительном экзамене он сыграл марш собственного сочинения.

В 1932 году Г.В. Свиридов продолжил свое образование в Центральном музыкальном техникуме Ленинграда (ныне Санкт-Петербургское музыкальное училище им. М.П. Мусоргского), где в 1935 написал цикл романсов на стихи А.С. Пушкина и пьесы для фортепиано.

Фотография Г.В. Свиридова на отдыхе. Май 1966 г. РГАЛИ. Ф. 3333. Оп. 2.
Фотография Г.В. Свиридова на отдыхе. Май 1966 г. РГАЛИ. Ф. 3333. Оп. 2.

В 1936–1941 годах Свиридов учился в Ленинградской консерватории им. Н.А. Римского-Корсакова. Здесь одним из его педагогов стал Д.Д. Шостакович. Еще будучи студентом, Г.В. Свиридов вступил в Союз композиторов СССР (1937). Выпускными работами Г.В. Свиридова стали его Концерт для фортепиано, Первая симфония и Симфония для камерного оркестра. Удивительно, что, заканчивая консерваторию, Свиридов был по сути «инструментальным» композитором, который в своем творчестве практически не обращался к вокалу, к хоровой музыке. И даже первую свою премию — Сталинскую I степени — он получил за Фортепианное трио (1946). Как же изменилось все в послевоенные годы!

Фотография А.Ф. Ведерникова, Г.В. Свиридова, В.Н. Минина в Большом зале Московской консерватории после исполнения хорового концерта «Пушкинский венок». 1980 г. РГАЛИ. Ф. 3333. Оп. 2.
Фотография А.Ф. Ведерникова, Г.В. Свиридова, В.Н. Минина в Большом зале Московской консерватории после исполнения хорового концерта «Пушкинский венок». 1980 г. РГАЛИ. Ф. 3333. Оп. 2.

Признанный непригодным к службе в армии по состоянию здоровья, годы войны он провел в эвакуации в Новосибирске, где писал военные песни и музыку для спектаклей эвакуированных в Сибирь театров. Так, в Новосибирске Ленинградский театр драмы им. А. Пушкина поставил «Русские люди» К.М. Симонова (1942) и «Отелло» У. Шекспира (1944), а в Барнауле шла музыкальная комедия московского Камерного театра «Раскинулось море широко» (1943). В 1944 году композитор вернулся в Ленинград.

Письмо Г.В. Свиридова к С.Д. Носович. Ноябрь 1988 г. РГАЛИ. Ф. 3333. Оп. 2.
Письмо Г.В. Свиридова к С.Д. Носович. Ноябрь 1988 г. РГАЛИ. Ф. 3333. Оп. 2.

Г.В. Свиридов трижды был женат. В первом браке с его сокурсницей по техникуму, пианисткой Валентиной Токаревой, в 1940 году родился сын Сергей. Во втором браке с артисткой Аглаей Леонидовной Корниенко в 1948 году родился сын Георгий. В 1953 году он женился на Эльзе Густавовне Клазер, которая стала верным спутником и помощником композитора до конца его жизни.

В 1956 году Г.В. Свиридов переехал в Москву. Сочинения «московского периода» принесли Г.В. Свиридову широкое признание в нашей стране и за рубежом. Его «Патетическая оратория» на слова В.В. Маяковского (1959) была отмечена Ленинской премией, хоровой цикл «Курские песни» (1964) и хоровой концерт «Пушкинский венок» (1979) — Государственными премиями СССР (1968, 1980), а духовно-хоровое сочинение «Песнопения и молитвы» (1990) — Государственной премией РФ (1994). В 1970 году Свиридов получил звание народного артиста СССР, создав целую россыпь удивительных сочинений для голоса и хора — вокальный цикл «Петербургские песни» (1963), кантаты «Деревянная Русь» на слова С. Есенина (1964), «Снег идет» на слова Б. Пастернака (1965), «Грустные песни» на стихи А. Блока (1965) и др. Хоровые и вокальные жанры стали ведущими в творчестве Г.В. Свиридова.

Отзыв Г.В. Свиридова о композиторе Р.С. Леденёве. 1990 г. РГАЛИ. Ф. 3333. Оп. 1.
Отзыв Г.В. Свиридова о композиторе Р.С. Леденёве. 1990 г. РГАЛИ. Ф. 3333. Оп. 1.

Он также является автором музыки к 23 фильмам и фильмам-спектаклям, среди которых «Поднятая целина» (1939, реж. Ю.Я. Райзман), «Пржевальский» (1951, реж. С.И. Юткевич), «Римский-Корсаков» (1952, реж. Г.Л. Рошаль и Г.С. Казанский), «Полюшко-поле» (1956, реж. В.П. Строева), «Воскресение» (1960–1962, реж. М.А. Швейцер) и др. Музыка к фильмам «Метель» (1964, реж. В.П. Басов) и «Время вперед!» (1965, реж. М.А. Швейцер и С.А. Милькина) сделала его знаменитым.

Помимо творческой работы композитор вел активную общественно-политическую деятельность. Так, в 1957 году Г.В. Свиридов стал членом правления Союза композиторов СССР, в 1962–1974 — был его секретарем, а в 1968–1973 — первым секретарем правления Союза композиторов РСФСР. В 1966–1989 годы он избирался депутатом Верховного Совета СССР VII–XI созывов. Государство по достоинству оценило вклад Г.В. Свиридова в дело культурного развития гражданского общества в нашей стране, наградив его четырьмя орденами Ленина (1965, 1971, 1975, 1985), орденом «За заслуги перед Отечеством» II степени (1995).

Отзыв Г.В. Свиридова о композиторе Р.С. Леденёве. 1990 г. РГАЛИ. Ф. 3333. Оп. 1.
Отзыв Г.В. Свиридова о композиторе Р.С. Леденёве. 1990 г. РГАЛИ. Ф. 3333. Оп. 1.

В 2002 году в серии «Библиотека мемуаров» вышла его книга «Музыка как судьба».

***

Архив композитора был передан в РГАЛИ его племянниками, один из которых — видный музыковед А.С. Белоненко из Петербурга, председатель Совета Национального Свиридовского фонда, директор Свиридовского института, занимающийся сохранением и изучением творческого наследия Г.В. Свиридова. Именно поэтому все самое интересное и ценное (а это, в первую очередь, автографы музыкальных сочинений композитора) пока остается у него. И, тем не менее, фонд Г.В. Свиридова в РГАЛИ (Ф. 3333) довольно велик (более 1300 единиц хранения). В него вошли материалы «московского периода» жизни композитора (после 1956 года).

Письмо В. Тормиса Г.В. Свиридову. 17 мая 1977 г. РГАЛИ. Ф. 3333. Оп. 1.
Письмо В. Тормиса Г.В. Свиридову. 17 мая 1977 г. РГАЛИ. Ф. 3333. Оп. 1.

Небольшое количество нотных рукописей 1960-х–1990-х годов представлено в основном ксерокопиями. В фонде имеются также рукописи статей Свиридова, его записные книжки. Среди переданных в архив писем композитора необходимо выделить его письма, адресованные композиторам О.В. Тактакишвили, Ш.Р. Чалаеву, музыковедам М.В. Бражникову, А.А. Гозенпуду, И.И. Земцовскому, Ю.В. Келдышу, Ю.С. Кореву, музейным работникам С.С. Гейченко, Р.Н. Здобнову и др.

Велико количество выдающихся музыкантов, писателей, художников, деятелей культуры, писавших Свиридову. Среди них — композиторы В.Г. Агафонников, Ю.М. Буцко, М.С. Вайнберг, Н.К. Ган, А.А. Дауров, А.Н. Захаров, А.А. Касьянов, В.Г. Кикта, Л.П. Клиничев, М.В. Краснов, М.И. Кусс, З.А. Левина, Ю.А. Левитин, Р.С. Леденев, А.С. Леман, А.В. Мосолов, В.И. Рубин, В.Н. Салманов, Н.Н. Сидельников, Л.Л. Солин, Д.А. Толстой, В.Р. Тормис, Б.А. Чайковский, Д.Д. Шостакович, Г.Г. Эрнесакс, А.Я. Эшпай и др.; певцы И.К. Архипова, В.М. Бакуменко, А.Ф. Ведерников, Е.К. Иванова, Г.А. Ковалева, Б.В. Марешкин, Ю.М. Марусин, Е.Е. Нестеренко, Е.В. Образцова, Г.А. Писаренко и др.; дирижеры В.П. Афанасьев, С.Д. Гусев, В.Н. Минин, Н.Н. Некрасов, К.Б. Птица, Е.Ф. Светланов, В.И. Федосеев, Э.А. Серов, Ю.В. Ухов, В.А. Чернушенко; музыковеды М.Г. Арановский, О.И. Доброхотова, А.А. Золотов, А.И. Кандинский, Ю.С. Корев, Т.Ю. Масловская, И.В. Нестьев, Л.В. Полякова, Н.В. Рамазанова, М.П. Рахманова, Е.А.Ручьевская, К.К. Саква, А.Т. Тевосян, Ю.Н. Тюлин, Н.Д. Успенский, С.М. Хентова и др.; писатели В.П. Астафьев, В.И. Белов, М.А. Ганина, В.А. Костров и др.; поэты К.Ш. Кулиев, С.Ю. Куняев и др.; художники В.Г. Калмыков, А.П. Левитин, М.Я. Митряшкин, А.А. Мыльников; скульптор В.М. Клыков; литературоведы Д.Д. Благой, С.М. Волков, Д.С. Лихачев; артисты балета В.М. Гордеев, Н.В. Павлова и др.

Программа концерта из произведений Г.В. Свиридова в Большом зале Московской консерватории с дарственной надписью Е.В. Образцовой. 15 ноября 1986 г. РГАЛИ. Ф. 3333. Оп. 1.
Программа концерта из произведений Г.В. Свиридова в Большом зале Московской консерватории с дарственной надписью Е.В. Образцовой. 15 ноября 1986 г. РГАЛИ. Ф. 3333. Оп. 1.

Примерно тот же список имен можно назвать, говоря о фотографиях, хранящихся в фонде Г.В. Свиридова, количество которых чрезвычайно велико. Также в его архиве представлено большое число концертных программ и афиш, которые свидетельствуют об исполнении музыкальных произведений композитора.

Свиридов был серьезным музыкальным авторитетом для начинающих сочинителей и уже давно состоявшихся авторов, которые присылали ему свои новые произведения для просмотра и предварительной оценки. В этой связи в его архиве представлены рукописи Ю.М. Буцко, М.С. Вайнберга, А.Б. Вульфова, В.А. Гаврилина, Г.П. Дмитриева, В.Ю. Калистратова, Н.С. Лебедева, Р.С. Леденёва, В.А. Овчинникова, В.И. Рубина, О.В. Тактакишвили, В.Р. Тормиса, Ш.Р. Чалаева и др. Многие снабжены дарственными надписями композиторов Мастеру, которому они отдают свои творения на строгий суд. Авторитет Свиридова-музыканта был невероятно высок, поэтому его профессиональная оценка была чрезвычайно важна для многих. К сожалению, среди этих материалов мало автографов. Как правило, это типографские оттиски, выполненные Музфондом с красиво переписанных копий. Подобная практика была чрезвычайно распространена в советское время: композитор приносил свою рукопись в Музфонд, где ее переписывали и делали с рукописной копии несколько экземпляров (оттисков), которые позволяли авторам договариваться о дальнейшем исполнении своих новых сочинений с дирижерами, вокалистами, инструменталистами и др.

Более 20 лет (1967–1989) Г.В. Свиридов был депутатом Верховного Совета СССР. Обращения граждан к депутату Свиридову в фонде соседствуют с его запросами в соответствующие инстанции и ответами о выполнении наказов избирателей.

Многогранность и многомерность представленных в РГАЛИ документов, связанных с Г.В. Свиридовым, подтверждает огромное значение его творческой и общественной деятельности для отечественной культуры.

Г.М. Малинина,
гл. спец. РГАЛИ, кандидат искусствоведения