Найти в Дзене

3 кита познания

Даже если мы далеки от когнитивной психологии, мы знаем, что для успешного обучения и детям, и взрослым необходимы три важнейших познавательных процесса: память, внимание и мышление. Бытует мнение, что эти процессы можно развивать по отдельности. Например, если ребёнок плохо запоминает стихи, нужно тренировать память и учить ещё больше. Если он отвлекается и невнимателен, следует развивать усидчивость и концентрацию. А как быть с мышлением? Может быть, отдать ребёнка на шахматы или на дополнительную математику? Но как он будет заниматься, если вертится на занятиях и ничего не запоминает? Секрет успешного развития кроется в том, что для совершенствования памяти и внимания необходима функция понимания. Мы запоминаем, присваиваем и концентрируемся на том, что понимаем. Понимание — это процесс формирования понятий, то есть мыслительный процесс. Из ощущений, которые мы получаем из внешней среды, строим образы, превращая их в абстрактные мыслительные объекты. Из этих понятий складывается вн

Создать карусель
Создать карусель

Даже если мы далеки от когнитивной психологии, мы знаем, что для успешного обучения и детям, и взрослым необходимы три важнейших познавательных процесса: память, внимание и мышление.

Бытует мнение, что эти процессы можно развивать по отдельности. Например, если ребёнок плохо запоминает стихи, нужно тренировать память и учить ещё больше. Если он отвлекается и невнимателен, следует развивать усидчивость и концентрацию. А как быть с мышлением? Может быть, отдать ребёнка на шахматы или на дополнительную математику? Но как он будет заниматься, если вертится на занятиях и ничего не запоминает?

Секрет успешного развития кроется в том, что для совершенствования памяти и внимания необходима функция понимания. Мы запоминаем, присваиваем и концентрируемся на том, что понимаем. Понимание — это процесс формирования понятий, то есть мыслительный процесс.

-2

Из ощущений, которые мы получаем из внешней среды, строим образы, превращая их в абстрактные мыслительные объекты. Из этих понятий складывается внутренняя картина мира. Она уникальна для каждого, поскольку формируется на основе того, что мы поняли и присвоили.

Все познавательные процессы в нашей психике (ощущения, восприятие, память, внимание, мышление, воображение, речь) не функционируют изолированно. Тренировать их по отдельности невозможно. Любой когнитивный акт задействует практически всё и сразу.

Существуют мозговые дефициты и дисфункции, затрудняющие работу отдельных познавательных процессов. Например, ребёнок может запоминать информацию, но ему требуются особые условия: тишина, определённое освещение, отсутствие отвлекающих факторов, хорошее зрение и слух.

Однако создать идеальные внешние условия для успешного познания не всегда возможно. Поэтому ключевым фактором является познавательная активность и заинтересованность самого ребёнка. Если ребёнку интересно и происходит понимание новых знаний, остальные когнитивные процессы развиваются естественным образом, даже если есть какие-то трудности.

Создать карусель
Создать карусель

Как же пробудить интерес?

Информация должна быть новой, интересной, логически выстроенной и связанной с другими понятиями. Только тогда она легко усваивается, запоминается и используется для построения системы знаний. Беспорядочная, несвязанная информация, вырванная из контекста, даже в игровой форме, вряд ли запомнится и будет полезна. Это правило работает для любого возраста и вида обучения.

Качество информации имеет первостепенное значение. Важно, чтобы она была системной, содержала причинно-следственные связи и диалектические отношения. Не менее важен стиль подачи, обратная связь, вопросы и развивающий диалог. Всё это позволяет не вызубривать материал, а понимать и усваивать его.

Создать карусель
Создать карусель

В итоге мышление всегда выступает первичным в когнитивном акте. Мыслительная активность становится условием для развития других познавательных процессов. Когда мы решаем задачу, успешный результат зависит от работы внимания, памяти и восприятия. Таким образом, мыслительная активность — фундамент познавательной деятельности как ребёнка, так и взрослого.

Представьте себе здание знаний: фундамент — это мышление, стены — внимание и память, а крыша — понимание. Без прочного фундамента всё остальное рухнет, как карточный домик.