Новеллизации это пережиток тех времён, когда вот сколько раз фильм показали в кинотеатрах, столько раз вы и могли его посмотреть. Литературная обработка позволяла тогда погружаться в сюжет без какого бы то ни было лимита.
С появлением домашнего видео, а позже ничем не ограниченной возможности открыть любой фильм или сериал в интернете новеллизации утратили всяческий смысл. Но выпускать их не перестали. Только перестали следить за качеством. Сегодня они пишутся и переводятся так, будто пригодность адаптаций для чтения не предполагается изначально (и грамотность адаптаторов тоже). Как "биография" Вали Карнавал. Only fans. Купил. Поставил на полку. ВСЁ.
За очень и очень редким исключением («Лабиринт Фавна» Корнелии Функе с иллюстрациями Аллена Уильямса, «Братство волка» Пьера Пело и «Беовульф» Кэтлин Кирнан действительно на уровне).
Десятилетиями ранее к явлению новеллизации издатели относились куда серьёзнее. Сравнительно тщательно отбирали материал, нанимали переводчиков и редакторов, владеющих письмом. Сопутствующий товар, да, но скроенный ровно. В качестве примера хочется вспомнить серию «Бестселлеры Голливуда» от издательств «Индекс» (Самара) и «Эрика» (Москва), выходившую с 1993 года по 1996. Кстати, помимо непосредственно новеллизаций, серия включала также экранизации, то есть произведения, родившиеся литературой. «Дракула» Брэма Стокера и «Парк Юрского периода» Майкла Крайтона, «Сёгун» Джеймса Клавелла и «Молчание ягнят» Томаса Харриса, «Первая кровь (Рэмбо)» Дэвида Морелла и «Крепкий орешек (Ничто не вечно)» Родерика Торпа, «Список Шиндлера» Томаса Кенэлли и «Бегущий человек» Ричарда Бахмана - стоявшим на книжных полках Робокопу, Хищнику, Чужому, Бэтмену и прочим героям синематографа подобрали авторитетную компанию.
Неплохой считалась и серия «Зарубежный Детектив. Фантастика» (1991 - 1994) от издательства «Арктоус» (Тула), практически дублирующая «Бестселлеры Голливуда». Мне повезло купить на барахолке несколько экземпляров в коллекцию. Теперь уже скорее артефакты.
Не все из них заслуживают высокой оценки, новеллизация «Бэтмена» за авторством Крейга Шоу Гарднера это совершенно бесполезная трата бумаги и занимаемого места в квартире по сравнению с дилогией Тима Бёртона (Бэтмену на литературном поприще в принципе похвастаться нечем, «Тёмный Рыцарь: Возрождение легенды» Грега Кокса чего стоит), но попадаются и достойные в рамках жанра («Робокоп» Артура Кварри и «Терминатор 2» Рэнделла Фрейкса написаны приемлемо, лучше многих нынешних бестселлеров). Казалось бы, кому они нужны сейчас? И тем не менее нужны. Скорость развития цивилизации обратно пропорциональна уверенности в наличии электричества завтра, поэтому актуальность бумажного кино снова превышает нулевую отметку. При условии, что здесь решало бы моё мнение, я сделал бы «Терминатор 2» обязательным к прочтению.
Не к просмотру, именно к прочтению, через буквы на бумаге месседж доходит эффективнее. Ведь даже "если терминатор сумел осознать ценность человеческой жизни, быть может, и мы способны на это" (© «Terminator 2: Judgment Day», 1991)...