Найти в Дзене

«Финская «коса смерти»: Почему пистолет-пулемёт Suomi KP/-31 стал кошмаром для Красной Армии в Зимнюю войну»

Оглавление

Зима 1939-1940 годов. Густые леса Карельского перешейка, сугробы по пояс, мороз, сковавший озера. В этой ледяной тишине, прерываемой лишь редкими выстрелами орудий, закрадывался новый, непривычный и оттого еще более жуткий звук: частое, резкое, отрывистое «тах-тах-тах». Это работала «коса смерти» — так советские бойцы прозвали финский пистолет-пулемёт Suomi KP/-31.

Для красноармейцев, чьим основным автоматическим оружием на уровне отделения были немногочисленные и капризные в мороз Дегтярева (ППД), встреча с этим оружием становилась шоком. Почему же именно эта финская разработка, а не знаменитые немецкие или советские ППШ/ППС, стала одним из главных символов «незнаменитой» войны и породила столько мифов и легенд?

Рождение финского феномена: Точность, надёжность и 71 патрон

История «Суоми» началась не в 1939-м, а гораздо раньше. Его создатель, гениальный оружейник Аймо Лахти, задумал не просто очередной пистолет-пулемёт, а высокоточный, надежный и мощный инструмент для ближнего боя в условиях сурового финского климата и лесисто-болотистой местности. Итогом его работы, представленным в 1931 году, стало оружие, по многим параметрам опередившее свое время.

Во-первых, качество. Suomi KP/-31 изготавливался нештамповкой (как позже ППШ), а фрезерованием из цельной стальной заготовки. Это делало его дорогим и сложным в производстве, но невероятно прочным и надежным. Он не боялся ни грязи, ни лютого мороза, ни падений — всего, что было обычным делом на фронте.

-2

Во-вторых, емкость. Главной «фишкой» и визитной карточкой оружия стал барабанный магазин на 71 патрон 9×19 мм Parabellum. Для сравнения: советский ППД-40 имел барабан всего на 73 патрона 7,62×25 мм ТТ, но был менее надежным, а стандартный рожок ППШ — на 35. Финский солдат, засевший в укрытии, мог вести длительный интенсивный огонь, не меняя магазин.

«Наш «Суоми» был как часть тебя. В сорокаградусный мороз, когда у русских винтовки и пулеметы заедали, он стрелял. Всегда. Мы смазывали его специальным зимним маслом, и он работал. Семидесяти одного патрона хватало, чтобы отбить атаку целой группы. Звук его очереди был знаком — если слышал его, значит, наши держатся. Это было не просто оружие, это был наш ответ».
*Из воспоминаний финского солдата-«кукушки» (снайпера, действовавшего в тылу на лыжах) Эйно Кивиниеми, район Толваярви, декабрь 1939.*

Интересный факт: У Suomi был сменный ствол — редкая для ПП того времени особенность. Перегревшийся в бою ствол можно было быстро заменить на запасной, что резко повышало живучесть оружия в продолжительном бою и делало его эффективнее ручных пулеметов на короткой дистанции.

«Кукушки» и «мотти»: Тактика, превратившая оружие в легенду

Однако сам по себе, даже самый совершенный пистолет-пулемёт — всего лишь кусок металла. Подлинную славу и страх перед ним породила финская тактика, идеально подогнанная под характеристики «Суоми».

-3
  1. Малая война в лесах («Motti»): Финны избегали лобовых столкновений. Они пропускали растянутые колонны РККА вглубь лесов по узким дорогам, а затем атаковали с флангов, «разрезая» колонну на изолированные кольцом окружения группы — «мотти». В таких условиях короткие (50-200 м) дистанции, внезапность и плотность огня были решающими. Бойцы с «Суоми», вооруженные к тому же гранатами, могли с близкого расстояния обрушить на растерянную советскую пехоту шквал свинца, быстро опустошить магазин и сменить позицию.
  2. Действия лыжных отрядов и «кукушек»: Мобильные отряды на лыжах, вооруженные автоматами, внезапно появлялись на флангах и в тылу советских частей, наносили короткий, но сокрушительный удар из «Суоми» и бесследно исчезали в лесу. Снайперы-«кукушки», часто работавшие в паре с автоматчиком для прикрытия, также ценили «Суоми» за возможность отбиться в случае обнаружения.

В умелых руках «Суоми» превращался в инструмент контрпартизанской (или, с финской точки зрения, партизанской) войны, где инициатива, знание местности и скорострельность значили больше, чем численность и артиллерия.

Как вы думаете, что было важнее для создания мифа о «косе смерти»: техническое совершенство самого «Суоми» или уникальная финская тактика, раскрывшая его потенциал на все 100%?

Финские солдаты с пистолетом-пулемётом Suomi и «Панцерфаустами» около подбитого советского танка.
Финские солдаты с пистолетом-пулемётом Suomi и «Панцерфаустами» около подбитого советского танка.

Ответ СССР: От шока к эволюции

Первые же столкновения показали катастрофическое отставание РККА в насыщении пехоты автоматическим оружием. Если у финнов к концу Зимней войны было около 4000 «Суоми», то ППД в войсках были единичными. Шок был настолько сильным, что породил знаменитый миф о том, что «у каждого финна — свой автомат», что, конечно, было преувеличением, но точно отражало психологическое воздействие.

Ответ СССР был стремительным и эффективным:

  1. Срочное увеличение производства ППД. Хотя он и уступал «Суоми» в качестве, его начали выпускать десятками тысяч.
  2. Начало работ над новым, технологичным оружием. Уроки «Суоми» были учтены. Георгий Шпагин взял от финского ПП идею надежности (хотя и добился ее иными, дешевыми методами — штамповкой) и важность большого магазина. Результатом стал ППШ-41 с барабаном на 71 патрон — оружие Победы, прямой идеологический и функциональный ответ на финский вызов.
  3. Пересмотр наставлений по тактике. Стало ясно, что в условиях лесистой и городской местности пехота нуждается в большем количестве автоматического оружия.

Интересный факт: Трофейные «Суоми» высоко ценились в РККА и часто использовались разведчиками и лыжными батальонами вплоть до 1944 года. Некоторые были переделаны под советский патрон 7,62×25 ТТ для упрощения снабжения.

Советский солдат с ППШ
Советский солдат с ППШ

Таким образом, Suomi KP/-31 стал кошмаром для Красной Армии не потому, что был волшебным «супероружием», а потому, что он воплотил в себе идеальное сочетание факторов: превосходное инженерное исполнение, высокую надежность в экстремальных условиях, необычно большую для того времени боевую емкость и, главное, — тактику, которая идеально использовала все эти преимущества. Он стал символом финского упорства, профессионализма и умения навязать свою «игру» более сильному противнику.

Его появление на поле боя стало для СССР горьким, но жизненно важным уроком, который заставил пересмотреть взгляды на вооружение пехоты и в конечном итоге — ускорил появление собственных, великолепных пистолетов-пулеметов. «Финская коса» не смогла скосить советского солдата, но она нанесла глубокую зарубку в советской военной доктрине, из которой выросло новое, более грозное поколение отечественного автоматического оружия.

А что вы думаете о роли «Суоми» в истории? Считаете ли вы его лучшим ПП своего времени? Поделитесь своим мнением в комментариях!

Если вам интересна история оружия и малоизвестные страницы войн — поддержите наш канал, подпишитесь и сделайте репост этого материала!