- Металлургическая отрасль продолжает переживать один из самых продолжительных кризисов в своей истории. В 2025 году производство стали в России сократится до 66,5 млн тонн, а её потребление — до 38,9 млн тонн. Положение дел осложняется низкой рентабельностью экспортных операций и давлением санкций на отечественных производителей.
- Что происходит?
- Что может помочь металлургам?
Металлургическая отрасль продолжает переживать один из самых продолжительных кризисов в своей истории. В 2025 году производство стали в России сократится до 66,5 млн тонн, а её потребление — до 38,9 млн тонн. Положение дел осложняется низкой рентабельностью экспортных операций и давлением санкций на отечественных производителей.
Ассоциация «Русская сталь» в своём обращении к первому вице-премьеру Денису Мантурову жалуется, что даже самые эффективные металлургические комбинаты начали фиксировать отрицательный денежный поток при необходимой рентабельности в 15% для сохранения производственных программ и инвестиционного цикла. Таков результат падения потребления металлопроката в сочетании со снижением цен до уровня одиннадцатилетней давности при постоянном росте стоимости всех факторов производства.
Что происходит?
Глобальный рынок стали тоже переживает кризис, и цены на этот металл находятся на многолетних минимумах. Эксперты отмечают, что ухудшение ситуации началось в первом полугодии 2022 года. Его основная причина – изменения на внутреннем рынке КНР, где металлурги из-за снижение внутреннего спроса увеличили экспорта стали. Китайские металлургические предприятия могут позволить себе не снижать загрузку мощностей, даже если работают с убытками. Это связано с высокой долей фиксированных издержек в себестоимости их продукции.
Однако металлургический кризис в России глубже мирового из-за санкций, утраты ключевых рынков и снижения конкурентоспособности. Компании вынуждены сокращать производство и инвестиции, настаивая на том, что для выхода из кризиса им необходимы государственные меры поддержки, снижение ставок и стимулирование внутреннего спроса. Аналитик металлургического сектора «Эйлер» Иван Сальковский предполагает, что «дно» в секторе стали России, вероятно, будет достигнуто в конце первого квартала 2026 года при условии дальнейшего снижения ставок и постепенного восстановления мировых цен. По мнению Сальковского, в 2026 году производство начнет восстанавливаться и достигнет 69,0 млн тонн, а потребление — 40,5 млн тонн.
Что может помочь металлургам?
Сами металлурги полагают, что пришла пора ослабить фискальную нагрузку за счёт индексации цены на жидкую сталь и освобождения от уплаты акциза на жидкую сталь на срок инвестиционной фазы плюс три года. На «Северстали» считают, что помимо снижения ключевой ставки, важны меры поддержки потребителей металла и в первую очередь строительного сектора. Нужны, вообще, любые меры, стимулирующие экономическую активность
В Минпромторге считают, что перспективы восстановления сталелитейной отрасли будут зависеть в значительной степени от двух факторов: спроса на внутреннем рынке и стоимости заемного финансирования. Эксперты уточняют, что в первую очередь потенциал роста спроса есть в индустриальных и логистических проектах, энергетике, нефтегазовом секторе и нефтехимии, мостостроении. Вопрос в том, насколько динамично будут развиваться сами эти направления в ближайшие годы. Например, есть сомнения в значительном росте потребления со стороны автомобилестроения в условиях углубления локализации иностранных брендов из дружественных стран. Темпы реализации инфраструктурных проектов, таких как строительство ВСМ, где сейчас прорабатываются вопросы расширения проектных решений с применением современных металлоконструкций, тоже зависят от влияния на состояние госбюджета внешнеполитических процессов.
Более перспективно выглядят жилищное строительство, малый бизнес и социальное строительство. Но здесь потенциал роста спроса на сталь ограничен в первую очередь высокой стоимостью металла и сильными колебаниями цен, связанными с динамикой мировых котировок.
Какой выход находят металлурги?
Эксперты полагают, что российским металлургическим компаниям необходима дальнейшая интеграция в металлоемкие производства и развитие сортамента продукции с высокой добавленной стоимостью.
По словам генерального директора «Северсталь Сети» Виктора Романовского, стратегия компании по наращиванию доли рынка заключается в «поддержке клиентов, которые демонстрируют устойчивость и стремление к развитию, независимо от общей рыночной конъюнктуры».
Сохраняя классический сортамент металлопроката, «Северсталь» находит стабильные рыночные ниши, сотрудничая с заводами металлоконструкций, находя потребителей из числа компаний малого и среднего бизнеса в сегментах энергетики, инфраструктуры и машиностроения.
Другое дело, что эти новые ниши часто требуют специфический продукт с улучшенными характеристиками, а это лишь часть объёмов металлургического производства. Тем не менее, с 2022 года «Северсталь» удвоила объемы продаж в сегменте МСП и сейчас ставит цель удвоить их еще раз — до более чем 5 млн тонн, что составит почти половину портфеля «Северстали».
Ключевым вызовом Романовский считает масштабирование сервиса. При быстром росте клиентской базы сложно оказывать каждому клиенту одинаково высокий уровень сервиса. Ответом на такой вызов становится, во-первых, глубокая оптимизация процессов, автоматизация и повышение производительности труда.
Во-вторых, - поиск максимальной синергии от сотрудничества с трейдерами, позволяющей наиболее эффективно доносить до клиента не просто металл, а комплексный продукт, включающий ещё экспертиза, знания и сервис.
«Для сегментов, где мы накопили глубокую собственную экспертизу, прямая работа с конечным потребителем действительно предпочтительна. Это минимизирует искажения информации, позволяет лучше чувствовать рынок и быстрее адаптировать предложения», - говорит Виктор Романовский.