Найти в Дзене
Логопед Анна Полякова

"Желаю тебе хорошего дня, чтобы умереть"- поздравление от подростка с шизофренией.

Очередное шокирующее событие в моем родном городе. Тихий мальчик, вдруг перестал успевать в учебе, поведение стало смешанным, дети замечали у него слезы. Начались странные увлечения крайностями, рассылки непонятного материала, и в конце страшная трагедия, нападение и расправа. Почитайте соцсети, что кричит общественность? Общественность обвиняет власть в отсутствии надзора и воспитания, обвиняет школы в ненадлежащем контроле, кого угодно, но только не семью и не родителей. А родители уверенно твердят, что они ничего не замечали. Вот это родительское "ничего" больше всего удручает и удивляет. Я вынесла в заголовок страшную фразу, но эта фразу придумана и создана не мной. Ко мне идут разные семьи и иногда попадаются семьи подростков с шизоидным типом личности. Да-да именно такой диагноз данные дети обычно получают к 14-15 годам. Иногда он появляется на ровном месте, иногда ему предшествует диагноз аутизм. Вот только на классический сенсорных аутистов такие ребята и близко не похожи. Я

Очередное шокирующее событие в моем родном городе. Тихий мальчик, вдруг перестал успевать в учебе, поведение стало смешанным, дети замечали у него слезы. Начались странные увлечения крайностями, рассылки непонятного материала, и в конце страшная трагедия, нападение и расправа.

Почитайте соцсети, что кричит общественность? Общественность обвиняет власть в отсутствии надзора и воспитания, обвиняет школы в ненадлежащем контроле, кого угодно, но только не семью и не родителей. А родители уверенно твердят, что они ничего не замечали. Вот это родительское "ничего" больше всего удручает и удивляет.

Я вынесла в заголовок страшную фразу, но эта фразу придумана и создана не мной. Ко мне идут разные семьи и иногда попадаются семьи подростков с шизоидным типом личности. Да-да именно такой диагноз данные дети обычно получают к 14-15 годам. Иногда он появляется на ровном месте, иногда ему предшествует диагноз аутизм. Вот только на классический сенсорных аутистов такие ребята и близко не похожи. Я не хочу сгущать краски и создавать пугающий мистический образ, хочу говорить честно и как есть. В этих детях есть что-то пугающее, страшной, пробирающее до костей. Фразу в заголовке написал девочка подросток, на открытке ко дню рождения своему двоюродному брату. Она не видела проблемы в такой надписи и искренне была уверена, что так поздравлять не только можно, но и нужно.

Источник freepik.com, фото из открытых источников.
Источник freepik.com, фото из открытых источников.

Такие ребята больше всего пугают своей раздвоенностью, что тоже свойственно основному диагнозу. Сегодня такой ребенок истощает любовь и привязанность, а завтра вдруг соскакивает с темы и спрашивает что-то жуткое, могильное причем с таким ледяным спокойствием, что становится страшно. При этом такие дети не просто говорят, они рассуждают на могильные темы, обдумывают и осмысливают их, параллельно продолжая жить обычной жизнью, и две эти жизни в них прекрасно уживаются.

Первые галлюцинации всегда не стойкие- показалось, списывают родители, негативная реакция на препараты, что угодно, но не настоящая полноценная шизофрения. Да что уж говорить люди буквально вырыли пропасть между шизоидным расстройством личности и настоящей шизофренией, буквально с пеной у рта утверждая, что одно к другому не имеет никакого отношения. На самом деле это совершенно не так. Помогающих специалистов, даже моей професси учат объединять оба этих недуга под девизом шизофрении. Только в первом случае ее форма вялотекущая, а во втором активная. Вот только беда у подростков на старте заболевания вялотекущая форма может в перерасти активную за несколько дней. Детская шизофрения самая страшная форма недуга. И если у взрослых действительно шизоидный тип личности останется типом и особенностью, то у детей, к сожалению, скорее всего разовьется полноценный психоз.

Никто ничего не видел. Уже не в первый раз читаю статьи о детях совершивших налеты и понимаю, что семья не просто умывала руки, а буквально прятала голову в песок. Доходит до того, что родственники чуть ли не селят едва ли совершенно летнего странного члена семьи отдельно, боясь его поведения, но никак не вызывают врача. Иногда мне задают странный вопрос: "Как Вы считаете наш ребенок не опасен"? Я специалист в области мышления, я выявляю раздвоенность и разорванность сознания, присущую недугу. Могу выявить афазиологический распад интеллекта, но он обычно виден когда болезнь уже пытаются брать под контроль врачи, то есть когда стаж заболевания уже присутствует. Я не могу сказать опасен ли данный ребенок, да и не хочу брать на себя такую ответственность. Представьте, что вы привели из леса дикое животное,которое приучали к социальным нормам, но которое в какой-то момент начинает терять связи с этими нормами и воспринимать лесные повадки-нормальностью. Оно не думает для чего нужно общество, для чего вы сдерживаете агрессию, барсук или лисица не мыслит так далеко. Лесной зверек имеет простые тенденции- хочу еду, он идет и разоряет кухню. Он достал, то, что хотел, кто и как будет убирать ему не важно. Даже если такой зверек живет один и кроме него убирать в принципе некому, он все равно не вспомнит об этом-это слишком сложно для его мышления, он мыслит порывами на 1 шаг, а предвидеть последствия, это уже как минимум 2 шага, с оценкой крупного мыслительного шаблона.

Родителей таких детей кидает из стороны в строну покруче чем родителей неговорящих аутистов с грубым УО. Сегодня ребенок пугает их загробной симптоматикой, а завтра проводит прекрасный день на пикнике с объятиями и поцелуями. И этот ребенок понимает речь, складно и связно говорит, особенно на бытовые темы. Прогресс болезни очень заметен в школьной успеваемости, особенно в математике, там где требуется логика и семантика речи- ведь именно эта сфера разваливается первой. Но мало-ли думает мама, переутомился, большая нагрузка за счет экзаменов, репетиторов, курсов. А учителя на фоне потока детей с аутизмом подобных ребят вообще никак не выделяют. Вот только классический аутизм, даже с УО куда более радужное заболевание, чем данная форма недуга.

Подумаешь странный ребенок, ну и что что сложная личность, мало ли таких странненьких, на худой конец посвятит себя науке или заведет кошек... Действительно люди живут с шизофренией и достаточно долго и многие берут болезнь под контроль. Вот только детская форма заболевания особая. Я часто смотрю блог одного психиатра, он владеет собственной клиникой и рекламирует ее у себя на канале. Как-то он рассказывал про раннюю детскую шизофрению, как еще в советские годы старшие коллеги рекомендовали ему просто наблюдать за тотальным распадом и стагнацией личности таких подростков. Ну неужели ничего нельзя сделать,- Не мог смириться врач.-Нельзя. Сейчас ему далеко за 50 лет и он остается солидарным со с данным мнением. Просто ждать, назначать препараты, зная что они мало эффективны и смотреть до какой степени развалится такой человек, когда болезнь сама решит нажать на тормоза, часто больной при этом остается с грубым УО, разорванным мышлением и речью, с моей профильной эхолалией и логореей. Поражение мозга при шизофрении так жне становится видно по МРТ, но при длительном течении заболевания.

Вот только родители не готовы принять, что вчера обычный подросток, делающий порой гениальные успехи, сегодня катится в бездну. "Мы не будем складывать руки, мы дадим ребенку шанс, наймем репетиторов, подготовим в техникум или в ВУЗ, и путь даже в общаге поживет, ну чего в этом такого".-Порой слышны и такие рассуждения. Иной раз мои комментаторы честно заявляют, что ребенок в МГУ поступил по инвалидности, вот только инвалидность у него по той самой шизофрении. Знаете, что происходит потом, в подавляющем большинстве таких случаев? Дети не выдерживают нагрузку и ломаются окончательно. Учебу практически никто из них не завершает. Хорошо, если проблема будет все-таки взята под контроль семьей вовремя. А если нет, оставшись в общежитии в другом городе на едине с собой такой ребенок буквально ныряет в болезнь с головой. А как же одногруппники, соседи по общаге? Будем честны, у таких подростков в принципе с большим трудом получается выстраивать коммуникационные связи, не то что заводить близкие, доверительные отношения. Тот же психиатр, честно признается, что большинство суицидов совершенных подростками происходит на почве не леченной психиатрической патологии. А бывает что ненависть обращается не на себя, а на окружающих и мы получаем вот такие резонансные дела.

Виноваты ли сами дети-нет. Болезнь, есть болезнь, как говорил Доктор Хаус, она всегда ужасна и ничего романтичного в ней нет. (Добавлю эти же слова, любителям романтизировать аутизм с его распадом мышления, загоняя проявления недуга в особенность). Так кто же виноват в подобном, и кого стоит наказать за содеянное.

Знаете, я потеряла сына, да, у него произошел инсульт, и я ничего не могла с этим поделать но по сути, как мать я его не спасла. Я считаю, что я сделала мало. Надо было икать генетику, хотя врачи твердили, что ее нет, надо было не верить. Надо было копаться. Надо было поднимать расследование той самой операции в которой произошли 2 инсульта, нет, даже не ради денег, и компенсации, не ради мести тем, кто учинил это, а ради понимания развития заболевания, чтобы предотвратить возможные последствия. Надо было увлекаться обменкой, биодобавками, анализами данного спектра, хотя я сдавала их сыну и они пришли чистые, надо было что-то еще, я не знаю что, но надо было... Возможно у меня был шанс, а я хотела слушать мнение, что это разовая катастрофа, нам не повезло в детстве и теперь можно просто жить. Я хотела в это верить, я хотела на это надеяться и эта вера оказалась для меня роковой. Я живу с этим, я не бегу от своей ответственности и я буду нести ее всю свою жизнь. Так вот не надо повторять моих ошибок, не надо верить в лучшее. Не надо надевать розовые очки, когда речь идет о сложных и страшных болезнях. За своих детей ответственность несем в первую очередь мы-родители.

На государственном уровне, наверное нужно все-таки выявлять подобных детей. Отслеживать динамику поведения и мышления, наконец отделить мышление ребенка с аутизмом от мышления шизоидного спектра. Создать группы риска, по психическим заболеванием именно позднего подросткового старта имеющим дегенеративный характер. Сейчас выявляют только детей с аутизмом и ОВЗ на старте обучения, а вот случаи детской шизофрении очень часто остаются недиагностированными и протекают опасно и для самих больных детей и для окружающих.

А что думаете Вы по данному поводу?

Я в социальных сетях.

ВК https://vk.com/logoped_anna_polyakova?from=groups

Телеграмм https://t.me/logoped_anna_polyakova

МАКС https://max.ru/logoped_anna_polyakova

Подписывайтесь на канал и ставьте лайки, буду Вам очень признательна