Найти в Дзене
МЕСТА, НЕ СТОЛЬ ОТДАЛЁННЫЕ

20 тонн золота и серебра в качестве балласта на подлодке "Траут"

Корабль был введен в строй 15 ноября 1940 года под командованием лейтенанта-коммандера Фрэнка Уэсли «Майка» Фенно-младшего. После вступления США в войну она отправилась в первый патруль Завершив свой первый боевой поход, оказавшийся безрезультатным, 20 декабря лодка вернулась на всё ещё дымящейся, израненной в боях базе в Перл-Хиллз. А в это время на далёких Филиппинах дела американцев шли всё хуже. К январю 1942 года ситуация на Батаане стала безнадежной, и островная крепость Коррехидор стала последним американским плацдармом против вторгшихся с севера японских войск. Остров стоял на страже у входа в Манильскую бухту. Ну как остров - точнее сказать, островок, в просторечии именовавшийся "Скала" Днём и ночью остров Коррехидор подвергался бомбардировкам с воздуха и артиллерийскому обстрелу с материка. Жизнь на «Скале» была почти невыносимой. Даже высеченный в камне туннель дрожал от бесконечных бомбардировок. Боковые ответвления туннеля Малинта стали убежищем для обитателей острова. Их

Корабль был введен в строй 15 ноября 1940 года под командованием лейтенанта-коммандера Фрэнка Уэсли «Майка» Фенно-младшего. После вступления США в войну она отправилась в первый патруль

Завершив свой первый боевой поход, оказавшийся безрезультатным, 20 декабря лодка вернулась на всё ещё дымящейся, израненной в боях базе в Перл-Хиллз.

А в это время на далёких Филиппинах дела американцев шли всё хуже. К январю 1942 года ситуация на Батаане стала безнадежной, и островная крепость Коррехидор стала последним американским плацдармом против вторгшихся с севера японских войск. Остров стоял на страже у входа в Манильскую бухту. Ну как остров - точнее сказать, островок, в просторечии именовавшийся "Скала"

-2

Днём и ночью остров Коррехидор подвергался бомбардировкам с воздуха и артиллерийскому обстрелу с материка. Жизнь на «Скале» была почти невыносимой. Даже высеченный в камне туннель дрожал от бесконечных бомбардировок. Боковые ответвления туннеля Малинта стали убежищем для обитателей острова. Их число увеличивалось каждую ночь благодаря тайной переброске эвакуированных из Батаана и Манилы через залив.

Зенитная артиллерия задыхалась от недостатка снарядов. Фенно получил приказ снять весь твёрдый балласт, торпеды оставить только в торпедных аппаратах и загрузиться 3517 снарядами для зениток. Несмотря на то, что он находился в сухом доке на модернизации опреснителя и замене винта, «Траут» отправился на Коррехидор уже через двое суток в 08:43 12 января.

3 февраля лодка приблизилась к цели похода. Проследовав за торпедным катером, показывавшим фарватер через два минных поля, Фенно пришвартовался правым бортом у Южного дока в 20:34. Шесть минут спустя снаряды по одному поднимались через люки и выгружались на причале. Скорость имела первостепенное значение, поскольку существовала постоянная угроза воздушных атак или обстрелов с вражеских артиллерийских позиций на Кавите.

Пока боеприпасы разгружались в кормовой части, «Траут» принимал торпеды через носовой люк и одновременно заправлялся топливом с левого борта. Запасы продовольствия на Коррехидоре были скудны, и «Траут» поделился имеющимися запасами еды, сигарет и медикаментов. До конца патрулирования спагетти стали обычным блюдом в меню лодки.

Ближе к полуночи выяснилось, что Фенно потребуется дополнительный балласт, чтобы компенсировать тонны снятых тяжелых снарядов. Он запросил 25 тонн балласта в виде мешков с песком или щебня. Но на «Скале» это было невозможно. Мешки с песком и щебнем были слишком ценны на Коррехидоре.

А между тем, в ходе отступления на «Скалу» огромное количество золота, серебра и ценных бумаг было отправлено на Коррехидор для хранения. Эта передача была осуществлена ​​благодаря усилиям Верховного комиссара на Филиппинских островах Фрэнсиса Б. Сэйра и его помощников.

Сумма богатства, полученного Сэйром, была ошеломляющей. Было 18 000 казначейских чеков на общую сумму 38 000 000 долларов, которые были получены филиппинским казначейством для оплаты и не были отправлены в Соединенные Штаты для зачисления на счет. В дополнение к этим ценным бумагам, на Коррехидоре в хранилищах туннеля Малинта находилось большое количество золота, серебра, ценных бумаг и правительственных документов, которые еще не были переданы комиссару.

Это были почти шестнадцать с половиной миллионов серебряных песо. Примерная сумма ценностей составляла почти 3 000 000 долларов США, 28 000 000 филиппинских долларов и около 4,7 тонн золота. Бумажные деньги легко утилизировались путем сжигания после того, как серийные номера были записаны и переданы по радио в Соединенные Штаты.

Всё это было важно вывезти с Филиппин. Поскольку такая возможность казалась маловероятной, представлялось неизбежным, что золото вскоре придется затопить в заливе, рискуя тем, что его удастся поднять японцам. Президент Кесон и Верховный комиссар были крайне обеспокоены этой проблемой.

После согласования с генералом Макартуром по телефону было решено передать золотые слитки, ценные бумаги и часть серебра « Трауту» в качестве балласта и последующей доставки в Перл-Харбор для передачи Соединенным Штатам на время войны.

До рассвета оставалось всего несколько часов. Для погрузки 16-килограммовых золотых слитков с грузовика и их поштучной передачи в люки лодки, потребовались совместные усилия всего имеющегося военного персонала, сотрудников комиссара Сэйра, офицеров Филиппинского Содружества и даже филиппинских грузчиков. На борт было взято 319 золотых слитков общим весом приблизительно шесть с половиной тонн. Остальной балласт был получен в виде шестисот тридцати мешков с монетами, каждый из которых содержал тысячу серебряных песо.

К 02:50 сокровища были на борту. В 03:00 «Траут» отошёл от причала. Но не ушёл далеко. Он залёг на глубине 40 метров и ждал наступления ночи, чтобы получить последнюю партию ценных бумаг.

После двух ночей и одного дня работы экипажу «Траута » был предоставлен день отдыха. Вечером должна была состояться встреча с небольшим патрульным катером, который доставит оставшиеся ценные бумаги и дополнительную дипломатическую почту. Вечером была произведена окончательная перегрузка, и через пятьдесят минут после всплытия «Траут» отправился с, вероятно, самым богатым балластом, когда-либо перевозившимся на военном корабле. Золото и серебро оценивались почти в 10 000 000 долларов.

Перед отправлением коммандер Фенно спросил, будут ли пассажиры, но получил ответ «нет», а когда "Траут" отчаливал от катера во время последней перегрузки, офицер бросил Фенно небольшой мешочек с золотыми самородками со словами: «Это для вас!». Фенно не знал, что с ними делать, поэтому положил их в свой сейф и подумал оставить на память. Позже, проверив подробный список груза, он обнаружил, что эти самородки тоже были включены в инвентарь, и поэтому переложил их в общий груз для доставки.

Однако наличие сокровищ не отменило приказ о проведении боевого патрулирования, и, соответственно, он взял курс на Восточно-Китайское море.

Плохая погода замедлила продвижение и ухудшила видимость. Пробираясь сквозь бурные воды сезона муссонов, «Траут» вошёл в Восточно-Китайское море только 10 февраля. В 16:25 было замечено японское грузовое судно водоизмещением приблизительно от четырех до пяти тысяч тонн. Были выпущены три торпеды на дистанциях 2000, 800 и 600 ярдов соответственно. Вторая и третья торпеды попали в цель. Через двадцать пять минут раздались четыре взрыва — взорвались котлы корабля.

Далее по пути лодке пришлось встретиться с судном-ловушкой. Обмен торпедами на привёл к результату ни для одной из сторон.

Днём 3 марта «Траут» пришвартовался левым бортом к крейсеру « Детройт» на авиабазе флота в Перл-Харборе. Груз золота, серебра и ценных бумаг был передан « Детройту» , а затем чиновникам Казначейства. Казалось, всё было учтено. Однако несколько дней спустя в одном из носовых отсеков «Траута» был найден золотой слиток весом в 16 кг. В течение нескольких дней у коммандера Фенно было столько золота, за которое никто не хотел брать на себя ответственность. Позже чиновник Казначейства расписался за него, и последний остаток золотого балласта « Траута » наконец-то оказался под официальным контролем.

На снимке выгрузка "балласта" в Пёрл-Харборе. Видны бруски золота и мешки с песо

-3
-4

После этого похода Фенно покинул лодку

-5

На его место пришёл рыжий Рамадж, о котором рассказывается в предыдущей статье:

-6

Но это не конец истории о сокровищах "Скалы". При всём желании "Траут" не мог вывезти всё.

В условиях надвигающегося краха Коррехидора генерал Уэйнрайт по-прежнему располагал, по его оценкам, 140 000 000 филиппинских долларов в валюте и 15 000 000 долларов в высоколиквидном серебре. Как указывалось ранее, большая часть бумажных денег была сожжена, но проблема с серебряными песо была решена путем сброса почти 350 тонн серебра в залив, а место сброса было передано по радио в Вашингтон. К ноябрю 1942 года японцы подняли более 2 000 000 песо, но затем прекратили свою деятельность.

Позже большая часть серебра у берегов Коррехидора была поднята на поверхность группой по подъему кораблей Седьмого флота.

*****

P.S. Хотелось бы выразить благодарность тем, кто воспользовался кнопкой "Поддержать" для моральной и материальной стимуляции автора, хотя и нечасто это происходит :) Приятно сознавать, что твой труд всё-таки ценится.

........................................................................................................................................................................

Полное оглавление журнала

Журнал о моряках и флоте с 80 000 подписчиков. Оглавление, часть 1

Журнал о моряках и флоте с 80 000 подписчиков. Оглавление, часть 2

Журнал о моряках и флоте с 80 000 подписчиков. Оглавление, часть 3

Журнал о моряках и флоте с 80 000 подписчиков. Оглавление, часть 4