Найти в Дзене
Русский исполин

16 декабря 1915 года родился Свиридов Георгий Васильевич

Представьте себе музыку, в которой слышно, как кружится снег над бескрайним полем, как мерцают купола церквей и как звучит старинный русский распев. Эту Россию, которая существует не в пейзажах, а в душе народа, смог переложить на ноты только один человек — Георгий Свиридов. Он не писал симфоний для всего мира. Он писал музыкальную иконографию России, и весь мир, затаив дыхание, слушал. Он родился в 1915 году в маленьком Фатеже, в самом сердце России. Отец, почтовый служащий и большевик, погиб, когда сыну было три года. Музыка пришла к нему через случайную балалайку, потом — через рояль. Из провинциального Курска он прорвался в Ленинград, в консерваторию, в класс к самому Дмитрию Шостаковичу. Ранние работы — романсы на стихи Пушкина, фортепианный концерт — были талантливы, но ещё в рамках традиции. Война, эвакуация в Новосибирск, песни для фронта («Песня смелых») закалили его. Но настоящий Свиридов родился позже, когда он вернулся к своим корням. В день рождения Георгия Свиридова слуш
Оглавление

Георгий Свиридов: Композитор, который заставил музыку звучать как Россия

Представьте себе музыку, в которой слышно, как кружится снег над бескрайним полем, как мерцают купола церквей и как звучит старинный русский распев. Эту Россию, которая существует не в пейзажах, а в душе народа, смог переложить на ноты только один человек — Георгий Свиридов. Он не писал симфоний для всего мира. Он писал музыкальную иконографию России, и весь мир, затаив дыхание, слушал.

Судьба, выкованная на Курской земле

Он родился в 1915 году в маленьком Фатеже, в самом сердце России. Отец, почтовый служащий и большевик, погиб, когда сыну было три года. Музыка пришла к нему через случайную балалайку, потом — через рояль. Из провинциального Курска он прорвался в Ленинград, в консерваторию, в класс к самому Дмитрию Шостаковичу. Ранние работы — романсы на стихи Пушкина, фортепианный концерт — были талантливы, но ещё в рамках традиции. Война, эвакуация в Новосибирск, песни для фронта («Песня смелых») закалили его. Но настоящий Свиридов родился позже, когда он вернулся к своим корням.

В день рождения Георгия Свиридова слушаем «Тройку» из сюиты «Метель».

Революция «Курских песен»: Как Свиридов нашёл «русскую идею» в музыке

Перелом наступил в 1964 году. Его «Курские песни» на народные тексты стали манифестом. Это была не стилизация под фольклор, а прорыв в саму архаику. Он услышал в древних распевах и частушках не экзотику, а вечный, космический ритм русской жизни — тоскливый и праздничный одновременно. Пронзительные женские голоса, мощные хоровые пласты, звон колоколов — здесь не было «композитора» в привычном смысле. Здесь была сама земля, заговорившая хором. Этот цикл породил целое направление — «новую фольклорную волну», захлестнувшую советскую музыку 60-х.

«Время, вперёд!» и «Метель»: Музыка, которая стала частью ДНК страны

Две его работы вошли в культурный код нации навсегда.

  • «Время, вперёд!» (1965). Увертюра к одноимённому фильму. Её стремительный, неудержимый пульс стал позывными главной новостной программы страны — «Время». Эти настойчивые, бодрые аккорды знала вся страна от мала до велика. Это была музыка советского модерна, вера в прогресс, застывшая в звуке.
  • «Метель» (1974). Музыкальные иллюстрации к повести Пушкина. Если «Время, вперёд!» — это СССР, то «Метель» — это вечная Россия. Знаменитый «Вальс» и «Романс» — это не просто красивая музыка. Это звучащая тоска по утраченной дворянской культуре, по тому «снежному», исчезнувшему миру, который так любил сам композитор. Зима для Свиридова была не временем года, а состоянием русской души — чистой, суровой, скрытной.

Гимн, который не прозвучал, и война с «пошлостью»

Свиридов был человеком жестких принципов. В 1958 году он опубликовал в «Правде» громкую статью «Искоренять пошлость в музыке», где громил эстрадную манеру Марка Бернеса и «ресторанное пение». Для него музыка была храмом, а не балаганом.

Он участвовал в конкурсе на новый гимн СССР в 1960-е, создав мощную, эпическую музыку на слова Твардовского. Но его вариант, слишком русский и глубокий, не победил. Его гимн так и остался великим «что если» в истории.

Поздний Свиридов: От хоров к покаянным молитвам

С 1970-х его музыка ушла вглубь, став почти духовным откровением. Он создавал монументальные хоровые фрески на стихи Блока, Есенина, Пастернака («Ночные облака», «Отчалившая Русь»). А в 1990-е, на излёте жизни и страны, он обратился напрямую к православным текстам, работая над циклом «Песнопения и молитвы». Его музыка стала аскетичной, суровой, пронизанной светлой печалью и покаянием. Это была уже не фольклорная, а литургическая волна — попытка найти утешение и смысл в вере.

Наследие: Почему Свиридов — главный русский композитор XX века?

Он умер в 1998 году, унеся с собой тайну своей простоты. Его гений в том, что он не усложнял, а очищал.

  1. Создатель музыкального языка России. После Свиридова невозможно писать «про Россию» по-старому. Он нашёл тот самый звукоряд, в котором слышны и колокольный звон, и шелест метели, и народный плач.
  2. Художник «Святой Руси» и «Советской Империи». Он с равной мощью выразил и древнюю, православную Русь («Курские песни»), и мощный, индустриальный порыв СССР («Время, вперёд!»), и трагическое разочарование конца века («Песнопения»).
  3. Композитор-поэт. Он мыслил не симфоническими формами, а поэтическими образами. Его музыка всегда была о слове, будь то пушкинская строка, есенинская тоска или церковнославянский текст.
  4. Антипод Шостаковича. Если Шостакович — это трагический, ироничный, нервный ХХ век, то Свиридов — это вечное, эпическое, укоренённое в почве. Они — две стороны одной русской души.

Могила на Новодевичьем кладбище.
Могила на Новодевичьем кладбище.

Георгий Свиридов доказал, что самая современная музыка может быть самой народной. Что можно не гнаться за авангардом, а углубиться в собственные корни и найти там целую вселенную. Когда звучит его «Метель», кажется, что время остановилось. И в этой остановке — вся красота, вся грусть и вся непостижимая тайна России, которой он служил как монах.