Найти в Дзене
В деталях. О кино

Из-за чего Гурченко не получила главную роль в "Алых парусах" (ее подвела внешность)

Представьте : молоденькая Людмила Гурченко, вся в предвкушении предстоящих съемок в "Алых парусах", куда она удачно прошла пробы. Учит текст, репетирует интонации, мысленно уже плывет по волнам в образе романтичной Ассоль… И тут - бац- телефонный звонок из Мосфильма. "Людмила, извините, но режиссер передумал». Думаю, в тот момент у актрисы в голове пронеслось что‑то вроде: "А как же мои алые паруса? Они же почти в руках!". Это вовсе не домыслы и фантазии (кроме мыслей актрисы). Людмила Гурченко действительно проходила пробы и была утверждена на роль Ассоль, но потом получила отказ. Что же пошло не так? Актерское мастерство Гурченко не было причиной - виноватой оказалась ее внешность. Режиссер Александр Птушко, хоть и оценил актерскую игру на пробах, все же "зацепился" за лицо Людмилы Марсковны. Подумав, он решил, что личико у Гурченко было излишне "простоватое" (ох уж эти режиссерские критерии красоты). К тому же его смутил возраст артистки: 25 лет. Не девочка, но еще и не зрелая дама

Представьте : молоденькая Людмила Гурченко, вся в предвкушении предстоящих съемок в "Алых парусах", куда она удачно прошла пробы. Учит текст, репетирует интонации, мысленно уже плывет по волнам в образе романтичной Ассоль… И тут - бац- телефонный звонок из Мосфильма. "Людмила, извините, но режиссер передумал». Думаю, в тот момент у актрисы в голове пронеслось что‑то вроде: "А как же мои алые паруса? Они же почти в руках!".

Это вовсе не домыслы и фантазии (кроме мыслей актрисы). Людмила Гурченко действительно проходила пробы и была утверждена на роль Ассоль, но потом получила отказ.

Что же пошло не так? Актерское мастерство Гурченко не было причиной - виноватой оказалась ее внешность. Режиссер Александр Птушко, хоть и оценил актерскую игру на пробах, все же "зацепился" за лицо Людмилы Марсковны. Подумав, он решил, что личико у Гурченко было излишне "простоватое" (ох уж эти режиссерские критерии красоты). К тому же его смутил возраст артистки: 25 лет. Не девочка, но еще и не зрелая дама. Сначала он подумал, что это пустяк - грим и игра Людмилы все сгладят. Но потом засомневался.

Птушко искал нечто эфемерное, не от мира сего - ту самую героиню, которая будто бы и не из нашей реальности. А вот Гурченко для него оказался излишне приземленной.

И вот на горизонте появляется 16‑летняя Настя Вертинская - хрупкая, с глазами, полными мечтаний, словно она и правда каждый день ждала корабль с алыми парусами. Режиссер, видимо, посмотрел на нее и подумал: "Вот она, моя Ассоль! Даже дышать боится, чтобы не спугнуть волшебство".

-2

А теперь - самое интересное: что было бы, если бы роль Ассоль все же досталась Гурченко?

Давайте порассуждаем...

Людмила Гурченко в 1960 году - такой бы мы ее могли увидеть в "Алых парусах"
Людмила Гурченко в 1960 году - такой бы мы ее могли увидеть в "Алых парусах"

Образ Ассоль. Гурченко - актриса с мощным темпераментом и яркой харизмой. Ее Ассоль, вероятно, получилась бы более земной, но при этом — невероятно страстной. Вместо хрупкой мечтательницы мы могли увидеть девушку, которая не просто ждет чуда, а почти силой заставляет его произойти. Такой поворот добавил бы истории драматизма, но, возможно, слегка отступил от пушкинской романтики.

Химия с Лановым. Василий Лановой в роли Грея -о эталон благородства и романтичности. С Вертинской их дуэт выглядел как сказка: два юных, почти невесомых создания. Гурченко же придала бы паре больше огня. Их любовь могла бы стать не только поэтичной, но и страстной - как буря, а не как тихий рассвет.

Восприятие зрителей. В 1960‑е годы кинозрители обожали Гурченко за ее энергию и непосредственность (вспомним "Карнавальную ночь"). Но смогли бы они принять ее в роли нежной мечтательницы? Возможно, часть аудитории все же мысленно подставляла бы вместо Ассоль какую‑нибудь бойкую героиню из ее предыдущих фильмов. Хотя почему бы и нет? Такой контраст мог бы стать фишкой картины!

Стал бы фильм "Алые паруса" культовым с Гурченко? Скорее всего, да - но в ином "ключе". Вместо волшебной нежной сказки мы, возможно, получили бы драму о силе мечты, где героиня не просто ждет, а борется за свое счастье.

Сейчас выбор Птушко кажется логичным: он хотел создать именно сказку, и Вертинская идеально вписалась в этот мир. Но как заманчиво представить альтернативную версию - с Гурченко, которая, возможно, сделала бы "Алые паруса" чуть более дерзкими, чуть более живыми, чуть более… реальными.

Вот такое мое мнение...