«Заставить мыть полы в театре две недели» — такой вердикт вынес Николай Цискаридзе известной телеведущей, которая перепутала историческую ложу с собственной спальней. Пока вся Москва обсуждает «Щелкунчика», звезда канала «Россия 24» Мария Григорьева прославилась не репортажем, а скандальной позой на перилах Большого театра, за которую ей теперь грозят «трудотерапией».
Расскажем, как серьезный экономический обозреватель превратилась в главную мишень для критики и почему этот инцидент вывел из себя даже артистов Большого.
Мы сейчас перейдем к главному, а пока подпишитесь, пожалуйста на наш канал.
В эпицентре скандала оказалась персона, от которой меньше всего ждали эпатажа — Мария Григорьева. Да-да, та самая Мария, чье лицо знакомо миллионам зрителей канала «Россия 24».
Мы привыкли видеть ее строгим «белым воротничком» -— с холодной сдержанностью она вещает о ключевой ставке ЦБ, волатильности рубля и росте ВВП.
Казалось бы, где экономическая аналитика, а где скандальная хроника? Но, как выяснилось, за строгим пиджаком скрывалась жажда «лайков», которая сыграла с теледивой злую шутку. Никто не ожидал, что серьезное «лицо экономики» в Большом театре буквально уляжется на бархат исторической ложи в полупрозрачном платье, перепутав храм искусства с будуаром.
Акт первый: Горизонтальная «Дочь фараона»
Инцидент, взорвавший медийное пространство, произошел на балете «Дочь фараона». Вечер обещал быть томным, публика собралась изысканная, но все внимание перетянула на себя одна ложа.
Видимо, 40-летняя Мария Григорьева решила, что просто посетить театр — это слишком скучно. Ей нужен был контент и он получился таким, что у театралов перехватило дыхание, и вовсе не от восхищения.
Снимок, который моментально разлетелся по сети, выглядит как сцена из другой жизни. На нем ведущая федерального канала запечатлена в позе, которую сложно назвать театральной: она буквально лежит всем телом на бархатном бортике (парапете) ложи.
Горизонтальная поза, томный взгляд, платье, больше напоминающее пляжную тунику или пеньюар, чем вечерний туалет. Ткань предательски просвечивает, поза демонстрирует все изгибы, а исторические интерьеры Большого служат лишь фоном для самолюбования.
Контраст получился оглушительным. Это не пляж в Дубае, не фотостудия с арендованным реквизитом и даже не вечеринка в модном клубе. Это императорский театр, место, где стены помнят великих, где существует негласный, но строгий кодекс поведения.
В Телеграм-каналах тут же едко подметили, что Григорьева превратила ложу в декорацию для демонстрации собственной фигуры, а не уважения к искусству.
Впрочем, у Марии, похоже, вообще сложные отношения с театральным этикетом — ее кидает из крайности в крайность. Чуть ранее Григорьева пришла в Театр имени Пушкина в совершенно ином виде — в джинсах и кедах. Пользователи Сети тогда тоже «оценили» ее вид весьма однозначно:
«Бывало, в таком виде в колхоз на картошку ездили, а теперь в театр».
Получается, что ведущая мечется между двумя полюсами неуместности: от небрежного «огородного» стиля до вызывающей будуарной откровенности.
Акт второй: Ярость Николая Цискаридзе
И если интернет-пользователи просто злословили, то профессиональное сообщество испытало настоящий шок. На сцену этого скандала вышел главный защитник балетных традиций, человек, чье имя — синоним Большого театра, Николай Цискаридзе. Это вам не анонимный хейтер из комментариев, это живая легенда, и его реакция была подобна грому.
Увидев кадры с «возлежащей» ведущей, артист буквально пришел в ярость. Для человека, который отдал этому театру жизнь, подобное поведение — плевок в душу. В соцсетях Цискаридзе порекомендовал всем прочитать книгу «Мозаика. Балет. Щелкунчик». Это даст понимание «что такое театр и как строится спектакль», и тогда не возникнет желание делать подобного толка фотосессии.
«Но, увидев сегодня с утра вызывающе лежащую женщину на бордюре в Большом театре, я понял, что этот труд надо читать всем в обязательном порядке. Там написано в том числе о том, как надо вести себя в театре. Стыд и срам!» — возмутился Цискаридзе.
Но мэтр не ограничился просто словами «стыд и срам». Николай Максимович, как опытный педагог, сразу предложил метод перевоспитания. И это, пожалуй, самый «вкусный» и обсуждаемый момент всей истории. Никаких штрафов или публичных извинений — только трудотерапия.
«Хотя бы обязали ее мыть пол две недели в театре за подобное поведение в храме искусств», — заявил он.
В этом предложении — железная логика. Цискаридзе считает, что только через тяжелый физический труд, через мытье тех самых полов и перил, на которых ведущая так вольготно расположилась, можно понять истинную сакральность этого места. Это была интеллигентная пощечина — тонкий намек на тотальное невежество и отсутствие элементарного воспитания у медийной персоны.
Акт третий: Бунт балерин и глас народа
Возможно, Мария рассчитывала, что покричат и забудут. Но она задела за живое слишком многих. Возмутился не только Цискаридзе — «бунт» поднялся внутри самой труппы. Артисты Большого, которые обычно держатся в стороне от светских дрязг, на этот раз не смолчали. Для них поведение ведущей стало личным оскорблением их дома.
Балерина Вера Борисенкова приоткрыла завесу того, что творится за кулисами:
«У нас в женском коллективе переполох... Второй день мы обсуждаем нормы дозволенного и границы приличия».
Ее поддержала солистка Анастасия Винокур, отметившая, что даже если кто-то из коллег случайно поставил лайк под этим фото, это скорее недоразумение, чем одобрение. Посыл труппы ясен: здесь люди работают на износ, и превращать их сцену в подиум для демонстрации нижнего белья — недопустимо.
А что же зрители? «Глас народа» в комментариях был беспощаден. Люди, уставшие от вседозволенности «элит», не стеснялись в выражениях. Вот лишь малая часть того, что писали под статьями и постами (орфография авторов сохранена):
«С баней перепутала».
«Это называется из грязи в князи».
«Нет разницы, где она находится, везде готова лечь полуголой».
Журналистка Анастасия Меняйлова, которая одной из первых предала историю широкой огласке, очень точно сформулировала общую претензию:
«Такого "бывает" не должно быть ни в одном театре мира! А мы все будто смирились с деградацией».
И действительно, кажется, что точка кипения пройдена.
Развязка или цинизм 80-го уровня
В любой классической драме герой должен пройти путь осознания и раскаяния. Публика ждала от Марии Григорьевой простого человеческого: «Простите, была неправа, уважаю театр и его историю». Это могло бы погасить конфликт. Но реальность оказалась куда прозаичнее.
Мария выбрала тактику «Снежной королевы». Она молча удалила то самое фото, где лежит на перилах (фактически признав, что перегнула палку), и запретила комментарии. Но, по сути, Григорьева включила режим полного игнорирования этической стороны вопроса. Никаких извинений не последовало. Более того, ответ ведущей хейтерам поразил своим цинизмом и высокомерием.
Сразу после шквала критики она опубликовала дежурный пост об экономике, снабдив его едким комментарием:
«Хорошие новости для тех, кто следит не только за моим внешним видом)), но ещё и за экономикой: инфляция замедляется, рубль демонстрирует стабильность».
Попытка спрятаться за профессиональным статусом лишь подлила масла в огонь. Полное отсутствие эмпатии и понимания уместности момента разозлило людей еще больше, чем само фото.
“Необходимо лечь на стол, возможно тогда всем будет понятнее, да и Вам привычнее”, - так прокомментировал один из пользователей свежий снимок Марии из телестудии.
Оказалось, что можно быть блестящим аналитиком, но совершенно не чувствовать контекста и настроения общества.
Эта история — наглядный урок того, как за один вечер можно разрушить образ серьезного профессионала, который строился годами. Можно удалить фото из соцсетей, можно закрыть комментарии, но интернет помнит всё. А главное — это помнит Николай Цискаридзе и артисты Большого театра, для которых уважение к сцене важнее любых охватов и лайков.
Репутация — вещь хрупкая, как хрусталь. И склеить ее постом про инфляцию вряд ли получится.
А как считаете вы: времена изменились, и сегодня в Большой театр вполне допустимо прийти в джинсах, кедах или даже полупрозрачном платье? Или же вы, как и Цискаридзе, уверены, что священный театральный этикет никто не отменял? Делитесь мнением в комментариях.
Эта история получила весьма интересное продолжение!