Найти в Дзене
«ФениксНistory»

Трансвааль, страна моя, ты вся горишь в огне: русские добровольцы на англо-бурской войне

В англо-бурской войне на стороне буров сражались 225 добровольцев из России, что составляло примерно десятую часть от общего числа иностранных добровольцев. Среди этих русских добровольцев были представители самых разных слоев общества и профессий: от отставных офицеров и полицейских до государственных служащих, врачей и медсестер, работавших в двух русских санитарных бригадах. Информации о многих из них сохранилось немного, в то время как биографии некоторых довольно хорошо изучены. Известная российская газета Российской империи "Новое время" демонстрировала общественную поддержку бурам: «Прямые религиозные фермеры, решившие своей кровью отстоять свободу Отечества, всегда будут ближе сердцу святой Руси, чем наш исконный враг — холодная и эгоистичная Англия. По своей глубокой вере в Бога буры нам родные братья». Лейтенант Леонид Семенович Покровский, служивший в рядах русских офицеров в Южной Африке, прославился своими дерзкими операциями и проявил себя как талантливый тактик в партиза
Оглавление

В англо-бурской войне на стороне буров сражались 225 добровольцев из России, что составляло примерно десятую часть от общего числа иностранных добровольцев. Среди этих русских добровольцев были представители самых разных слоев общества и профессий: от отставных офицеров и полицейских до государственных служащих, врачей и медсестер, работавших в двух русских санитарных бригадах. Информации о многих из них сохранилось немного, в то время как биографии некоторых довольно хорошо изучены.

Бой буров против британцев
Бой буров против британцев

Известная российская газета Российской империи "Новое время" демонстрировала общественную поддержку бурам:

«Прямые религиозные фермеры, решившие своей кровью отстоять свободу Отечества, всегда будут ближе сердцу святой Руси, чем наш исконный враг — холодная и эгоистичная Англия. По своей глубокой вере в Бога буры нам родные братья».

Леонид Покровский

Лейтенант Леонид Семенович Покровский, служивший в рядах русских офицеров в Южной Африке, прославился своими дерзкими операциями и проявил себя как талантливый тактик в партизанской войне. Об активности отряда под командованием Покровского докладывалось следующее:

"Группа буров, осуществившая нападение на станцию Вашбанк, насчитывала примерно полсотни кавалеристов. Буры совершили отважный марш по территории к Вашбанку, избежав столкновений с нашими разъездами – они были прекрасно вооружены и имели легкое снаряжение. 25 октября они создали угрозу Нкуту в Зулуленде, а проникнув на территорию Наталя, ночью повредили телеграфную линию у Вантсривердрифта. Затем они продвинулись к Бейту и достигли Вашбанка в 2 часа 30 минут ночи 26 октября. Там они захватили грузовой состав, изъяли часть военных запасов, сожгли станционные здания, повредили железнодорожное полотно и нанесли ранение одному из работников станции".

За проявленную отвагу и выдающиеся заслуги Покровский был повышен бурами в звании до капитана. 24 декабря 1900 года он скончался от ран, полученных в сражении.

Борис Строльман

В запас русской флотилии ушел в чине лейтенанта в начале 1900 года и немедленно поступил волонтером в войска Трансвааля. Воевал под командованием Х. Девета. Тринадцатого июля того же года, рискуя жизнью под шквальным огнем, вынес с поля брани раненого солдата-бура, однако, возвращаясь к своим, пал от вражеской пули.

Александр Шульженко

Штабс-капитан Шульженко служил в восточных областях Сибири, где участвовал в минировании акваторий вблизи Владивостока, Порт-Артура и позднее в Крыму. Завершив военную карьеру, он переехал в Южную Африку. Там он вступил в ряды бойцов под командованием Ганецкого и Терона, где проявил выдающуюся отвагу. Во время одного из столкновений, рискуя жизнью под обстрелом врага, он вынес с поля боя А. И. Гучкова, получившего ранение в ногу (в будущем – видного деятеля октябристов и министра обороны Временного правительства). Сам Шульженко получил незначительное ранение в руку.

Известно, что Шульженко стал последним русским добровольцем, получившим ранение в ходе боевых действий 5 мая 1901 года, после чего попал в английский плен и был освобожден только в июле 1902 года. Что случилось с ним дальше, доподлинно неизвестно. Существуют лишь неподтверждённые данные о его гибели во время русско-японской войны.

Евгений Августут

Уроженец крестьянской семьи в Курляндской губернии, он служил подпоручиком в Белгорайском резервном полку. На протяжении пяти месяцев воевал в рядах бурских формирований, проявляя отвагу и находчивость, за что был повышен бурами до звания лейтенанта. Во время захвата Претории английскими войсками, получил ранение и был пленен.

По возвращении из плена принял участие в русско-японской войне. Впоследствии, в период с 1908 по 1909 годы, выполнял разведывательные миссии в Монголии и Туве.

Василий Ромейко-Гурко

Особое место занимает фигура В. И. Ромейко-Гурко, отпрыска прославленного русского генерал-фельдмаршала, прославившегося в русско-турецкой кампании. В отличие от рядовых добровольцев, полковник Гурко прибыл в Трансвааль в официальном статусе военного атташе. За безупречное выполнение поставленных задач он был удостоен ордена Св. Владимира IV степени.

Впоследствии он принимал участие в русско-японском и Первой мировой конфликтах, а летом 1917 года за приверженность монархическим убеждениям и поддержание связи с Николаем II был изгнан из страны Временным правительством.

-2