Найти в Дзене

Почему Пётр I заставлял бояр напиваться и петь матерные песни

Шестидесятилетнего Никиту Зотова раздели догола и опустили в чан с вином. Вокруг плясали обнажённые гости и орали непристойные песни на церковные мотивы. Это называлось "избрание князя-папы". А через неделю старика женили на вдове его же возраста. Новобрачных напоили до беспамятства. Брачное ложе украсили хмелем и окружили винными бочками. На постели их ждали сосуды для питья в форме половых органов. Гости провели их в спальню и ушли. Но не совсем — подглядывали в щели. Организатором этого безумия был сам царь Пётр I. Всешутейший, всепьянейший и сумасброднейший собор просуществовал больше тридцати лет. Пётр создал его в молодости и не оставлял до самой смерти. Для чего великому реформатору понадобилась шутовская организация, где пародировали церковные обряды и напивались до беспамятства? Корни этой затеи тянутся в Немецкую слободу, где юный царь проводил дни и ночи. Большинство жителей слободы были протестанты-лютеране. Среди них — Франц Лефорт, будущий сподвижник Петра. Пётр заметил

Шестидесятилетнего Никиту Зотова раздели догола и опустили в чан с вином. Вокруг плясали обнажённые гости и орали непристойные песни на церковные мотивы. Это называлось "избрание князя-папы". А через неделю старика женили на вдове его же возраста.

Новобрачных напоили до беспамятства. Брачное ложе украсили хмелем и окружили винными бочками. На постели их ждали сосуды для питья в форме половых органов. Гости провели их в спальню и ушли. Но не совсем — подглядывали в щели.

Организатором этого безумия был сам царь Пётр I.

Всешутейший, всепьянейший и сумасброднейший собор просуществовал больше тридцати лет. Пётр создал его в молодости и не оставлял до самой смерти. Для чего великому реформатору понадобилась шутовская организация, где пародировали церковные обряды и напивались до беспамятства?

Корни этой затеи тянутся в Немецкую слободу, где юный царь проводил дни и ночи. Большинство жителей слободы были протестанты-лютеране. Среди них — Франц Лефорт, будущий сподвижник Петра.

Пётр заметил разницу. Католики и православные устраивали пышные торжественные службы с золотом и ладаном. Протестанты обходились простотой и прямотой. Никаких посредников между человеком и Богом.

Позже Великое посольство только усилило эти впечатления. В Европе Пётр насмотрелся на карнавальные шествия с их безудержным весельем, масками, вольностями. Добавились воспоминания о русских скоморохах и святочных гуляньях с переодеваниями.

Так родился Всешутейший собор.

Во главе стоял "князь-папа" — пожизненный титул, от которого нельзя отказаться. Его избирали голосованием в закрытом помещении, как настоящего римского папу. Эту должность по очереди занимали Матвей Нарышкин, Никита Зотов, Пётр Бутурлин.

Была и должность "князь-кесарь" — что-то вроде царя. Её получил Фёдор Ромодановский, потом его сын Иван. Князь-кесарь носил царские одежды допетровских времён.

-2

Сам Пётр называл себя "холопом и последним рабом" князя.

Дальше шли "дьяконы", "архидьяконы", "попы", "архиереи", "ризничие" — полная копия церковной иерархии. Женщины тоже участвовали: Прасковья Салтыкова была "царицей", имелись "княжна-игуменья" и "диаконисы".

Каждый участник получал новое имя. В основе лежали матерные слова. Существовали списки участников и устав с правилами собора.

Одежда пародировала священнические облачения. На митре князя-папы красовался Бахус — античный бог вина и разврата.

Некоторые вступали в собор добровольно, желая угодить царю. Но многих заставляли силой. Представителей старой знати не только обязали участвовать, но регулярно унижали на собраниях.

Чем же занимались члены собора? Пьянство, разврат, веселье. У каждого "кардинала" были прислужники с одной обязанностью — напоить хозяина до беспамятства.

-3

У пьяных развязывался язык. Они пускались в откровения. Пётр старался быть рядом и слушал внимательно.

"Заседания" копировали христианские празднества. Святки, например: участники ездили по богатым домам, пели, требовали награду. Но была и тёмная сторона — знатных особ оскорбляли и даже пытали.

Свадьбы тоже превращались в пародии. Когда женили Зотова, жениху и невесте было около шестидесяти. Их напоили почти до беспамятства, отвели на брачное ложе среди винных бочек. На постели ждали сосуды для питья в форме гениталий. Гости оставили их наедине.

Но подглядывали в щели.

Избрание князя-папы выглядело не менее странно. После конклава избранного сажали в огромный ковш и несли домой. Там раздевали догола и опускали в чан с вином и пивом. Гости, тоже обнажённые, плясали вокруг и пели непристойности на церковные мелодии.

Собор просуществовал до смерти Петра в 1725 году. Тридцать с лишним лет.

Простой народ был шокирован. Иностранные наблюдатели тоже не понимали. Царь унижал церковь и её традиции на глазах у всех. Многие современники считали Петра Антихристом.

-4

Так что всенародной любви к царю-реформатору, о которой любят говорить сегодня, в те годы не существовало.

Историки до сих пор спорят о причинах создания собора. Одни видят в нём инструмент борьбы с церковным влиянием. Другие — способ контроля над элитой через унижение и компромат.

Третьи считают, что Пётр просто развлекался.

Но есть ещё одна версия. Юный царь бежал из Кремля во время стрелецкого бунта 1682 года. Бежал босиком, в одной рубахе, бросив беременную жену Евдокию. Семь лет ему тогда было.

-5

Перед тем, кто видел тебя в слабости, особенно трудно сохранять лицо. А Пётр не просто сохранял — он создавал новое. Он заставлял старую знать, помнившую его испуг, пить, петь матерные песни, унижаться.

И подчиняться.

Возможно, Всешутейший собор был местью за детский страх. Или способом сломать старые порядки через насмешку над их символами. Или инструментом слежки — пьяные болтали лишнее.

А может, всё вместе.

Пётр умер в 1725 году. Собор умер вместе с ним. Но память осталась. Для одних — пример безбожия и жестокости. Для других — свидетельство решимости менять страну любой ценой.

Даже ценой собственной репутации.