Вот сцена: герой стоит на краю обрыва, смотрит вдаль, ветер треплет волосы. И тут — бах! — звучит «Лакримоза» Моцарта. Или Адажио Альбинони. Или «Лунная соната» Бетховена. Режиссёр доволен: мол, придала сцене глубину. Зритель кивает: да, красиво. А я сижу и думаю: зачем? Классическая музыка в кино работает редко. Чаще всего это костыль для слабого режиссёра или признание, что собственной истории не хватает силы. Объясню, почему меня это так раздражает. Проблема первая: вы уже это слышали Классическая музыка приходит в фильм с багажом. «Реквием» Моцарта звучал на тысяче похорон. «К Элизе» Бетховена — в миллионе рекламных роликов. Шопен — в каждой второй мелодраме. Вы садитесь смотреть фильм, а музыка тащит за собой воспоминания о других фильмах, сериалах, свадьбах, похоронах. Авторская киномузыка пишется под конкретную сцену. Она рождается вместе с кадром. Классика вставляется сверху, как открытка в чужой альбом. И эта открытка кричит: «Помнишь? Ты уже плакала под эту музыку, плачь и се