Найти в Дзене
Вселенная Кино

Хранители Зака Снайдера: культ, который любят, ругают и всё равно не могут забыть

Среди бесконечного потока супергеройских фильмов «Хранители» 2009 года всегда стояли особняком. Для одних это был почти недосягаемый эталон — мрачный, дерзкий, взрослый и не похожий ни на что другое. Для других — пример того, как не надо снимать экранизации: затянуто, перегружено смыслами, тяжеловесно и местами откровенно скучно. Но как бы ни расходились мнения, отрицать одно невозможно — «Хранители» заметно перекроили сам жанр и навсегда изменили отношение зрителей к супергеройскому кино. По крайней мере, закрепили тот вектор, который годом ранее наметил «Тёмный рыцарь». Ключевую роль в этом сыграл Зак Снайдер и его фирменное «авторское видение». Да, принято считать, что именно «300 спартанцев» сделали его мировой звездой и задали тон всей его карьере. Но если говорить честно, именно «Хранители» лучше всего показывают, кто такой Снайдер как режиссёр — со всеми его сильными сторонами и слабостями. С первых минут фильм буквально кричит: «Это Снайдер». Стильные вступительные титры, мрачн

Среди бесконечного потока супергеройских фильмов «Хранители» 2009 года всегда стояли особняком. Для одних это был почти недосягаемый эталон — мрачный, дерзкий, взрослый и не похожий ни на что другое. Для других — пример того, как не надо снимать экранизации: затянуто, перегружено смыслами, тяжеловесно и местами откровенно скучно. Но как бы ни расходились мнения, отрицать одно невозможно — «Хранители» заметно перекроили сам жанр и навсегда изменили отношение зрителей к супергеройскому кино. По крайней мере, закрепили тот вектор, который годом ранее наметил «Тёмный рыцарь».

Ключевую роль в этом сыграл Зак Снайдер и его фирменное «авторское видение». Да, принято считать, что именно «300 спартанцев» сделали его мировой звездой и задали тон всей его карьере. Но если говорить честно, именно «Хранители» лучше всего показывают, кто такой Снайдер как режиссёр — со всеми его сильными сторонами и слабостями.

С первых минут фильм буквально кричит: «Это Снайдер». Стильные вступительные титры, мрачная тональность, почти болезненное стремление воспроизвести кадры комикса кадр в кадр, вылизанная до блеска картинка — всё это его почерк. Туда же относятся и расширенные режиссёрские версии, которых у фильма аж две, и которые фанаты любят куда больше кинотеатрального варианта. Ирония в том, что оригинальный релиз с трудом отбил бюджет, и если бы не зрительская любовь и со временем приобретённый культовый статус, сегодня «Хранителей» вполне могли бы вспоминать как очередную кассовую осечку режиссёра.

-2

Но история сложилась иначе. Несмотря на слабые сборы — особенно на фоне успеха «300 спартанцев» — фильм нашёл своего зрителя. Во многом потому, что на фоне тогдашних супергеройских лент он выглядел инородным телом. Нуарный детектив, научная фантастика, деконструкция образа героя в плаще и маске, философские размышления о природе человека и ответственности за власть — такой коктейль в большом кино тогда почти не встречался. И, разумеется, он запоминался.

Добавьте к этому ярких персонажей, придуманных Аланом Муром, жёсткий экшен, откровенно «взрослый» тон и несколько сюжетных поворотов, которые выбивали почву из-под ног, — и становится понятно, почему о фильме говорили даже те, кому обычно плевать на визуальные эксперименты и философию. «Хранители» цепляли и долго не отпускали. И тот факт, что о них спорят до сих пор, лишь подтверждает: культовый статус возник не на пустом месте.

Любая новая попытка экранизировать этот комикс — будь то сериал, анимация или ещё один фильм — неизбежно вынуждена оглядываться на версию Снайдера. Её либо нужно превзойти (что почти нереально), либо хотя бы дотянуться до заданной планки. Иначе проект просто разорвут на части.

-3

При этом, если быть честными, большинство зрителей любят «Хранителей» не целиком. Сам фильм действительно местами перегружен и растянут — в лучших традициях Снайдера. Но отдельные элементы в нём доведены до абсолютного совершенства. Общий визуальный стиль, Роршах с его бесконечными внутренними монологами, Доктор Манхэттен, Озимандия, вступительная сцена, смерть Комедианта, тюремные эпизоды («Это вас заперли со мной!»), Марс и одиночество Джона, работа Совы и Шёлкового Призрака, ну и, конечно, финал, который в своё время шокировал почти всех («Я сделал это 35 минут назад»). Причём дважды. И без компромиссов — даже перед лицом конца света.

Если вы видели фильм хотя бы раз, эти сцены наверняка всплыли в памяти прямо сейчас. В этом Снайдеру не откажешь: запоминающиеся эпизоды он снимать умеет, особенно когда в основе лежит сильный первоисточник. И количество мемов по «Хранителям» лишь подтверждает, насколько глубоко фильм въелся в массовую культуру.

Прошло больше пятнадцати лет, а картину продолжают цитировать, обсуждать и разбирать на детали. Это ли не признак культового кино? Вполне. Но культовый — не значит идеальный. «Хранители» точно не для всех. Кто-то сочтёт их претенциозными, кто-то — пустыми и спасающимися лишь визуалом, а кто-то скажет, что фильм разваливается под собственной тяжестью и вообще не понял замысел Алана Мура, превратив сложную историю в мрачный, но всё-таки обычный супергеройский блокбастер.

-4

Тем не менее зрительская любовь чётко сфокусировалась на трёх фигурах: принципиальном и пугающе честном Роршахе, всемогущем и отрешённом Докторе Манхэттене и гениальном Озимандии, который всех переиграл и добился своего. Именно на них держится фильм в коллективной памяти. Остальные персонажи и сюжетные линии со временем размываются: что именно происходило с Лори или Совой, многие уже не вспомнят, несмотря на внушительный хронометраж, посвящённый им. Даже линия Комедианта для части зрителей сливается с расследованием Роршаха. А вот эти трое — остаются навсегда.

В этом и заключается парадокс «Хранителей». Фильм одновременно запоминается и стирается. Спустя время вы вряд ли перескажете его сюжет без потерь — десятки событий выпадут просто потому, что сольются в общую тёмную массу. Но ключевые образы и идеи останутся.

Можно ли назвать «Хранителей» культовым фильмом? Без сомнений. Пусть касса была не впечатляющей, но равнодушным фильм не оставил никого. А если бы это была просто красивая, но пустая оболочка, споры вокруг неё давно бы утихли. То, с какой яростью люди до сих пор обсуждают качество, смысл и верность первоисточнику, говорит лишь об одном — «Хранители» по-прежнему волнуют. А значит, даже спустя годы это кино остаётся актуальным. И если вы по какой-то причине до сих пор его не видели, возможно, пришло время понять, из-за чего уже второй десяток лет вокруг него не утихают споры.

Если понравилась статья, поддержите канал лайком и подпиской.