Найти в Дзене
За кадром

Фотосессия в ложе: скандал в Большом театре и общественная дискуссия о границах приличия

Посещение Большого театра, считающегося главной сценой страны и «храмом искусства», всегда было связано с особым этикетом. Однако в последние дни культурное сообщество и общественность обсуждают не новый спектакль, а поведение одной из посетительниц. Поводом стал фотосет ведущей телеканала «Россия 24» Марии Григорьевой, который спровоцировал волну критики и возмущения. Большой театр, г.Москва Суть скандала: поза и наряд История началась, когда Григорьева, посетив балет «Дочь фараона», опубликовала в социальных сетях серию снимков. На одном из них ведущая лежит на бортике (парапете) театральной ложи, откинув ногу. Поза, которую многие сочли вызывающей и неуместной, а также полупрозрачное платье телеведущей стали главными объектами критики. Позже выяснилось, что подобных «лежачих» фотографий в профиле Григорьевой из Большого театра было несколько, включая сделанные на постановке «Щелкунчик». Телеведущая Мария Григорьева Реакция артистов и культурных деятелей Первой на инцидент обратила в
Оглавление

Посещение Большого театра, считающегося главной сценой страны и «храмом искусства», всегда было связано с особым этикетом. Однако в последние дни культурное сообщество и общественность обсуждают не новый спектакль, а поведение одной из посетительниц. Поводом стал фотосет ведущей телеканала «Россия 24» Марии Григорьевой, который спровоцировал волну критики и возмущения.

Большой театр, г.Москва
Большой театр, г.Москва

Суть скандала: поза и наряд

История началась, когда Григорьева, посетив балет «Дочь фараона», опубликовала в социальных сетях серию снимков. На одном из них ведущая лежит на бортике (парапете) театральной ложи, откинув ногу. Поза, которую многие сочли вызывающей и неуместной, а также полупрозрачное платье телеведущей стали главными объектами критики. Позже выяснилось, что подобных «лежачих» фотографий в профиле Григорьевой из Большого театра было несколько, включая сделанные на постановке «Щелкунчик».

Телеведущая Мария Григорьева
Телеведущая Мария Григорьева

Реакция артистов и культурных деятелей

Первой на инцидент обратила внимание журналистка Анастасия Меняйлова в своем Telegram-канале «Привет, это балет». Она назвала такое поведение тревожным символом последних лет, когда театр для части публики превращается в фон для фотосессий.

«У меня промелькнула мысль: "Бывает". И такая мысль, конечно, плохая, потому что такого "бывает" не должно быть ни в одном театре мира!» — написала Меняйлова.

Она призвала не молчать о таких случаях, чтобы показывать, что подобные действия «неуместны, некультурны, неправильны и некрасивы».

Критику поддержали артистки Большого театра. Балерины Анастасия Винокур и Вера Борисенкова в соцсетях отметили, что коллектив уже не первый день обсуждает «нормы дозволенного и границы приличия» на примере этого снимка.

Николай Цискаридзе
Николай Цискаридзе

Наиболее резкой и образной стала реакция ректора Академии русского балета имени Вагановой, бывшего солиста Большого театра Николая Цискаридзе. Артист, увидев фотографию, пришел в ярость.

«Стыд и срам! Стыд и позор!» — написал он.

Цискаридзе рекомендовал Григорьевой и всем, кто не понимает правил поведения, прочитать книгу «Мозаика. Балет. Щелкунчик», где доступно объясняется, «что такое театр». В качестве наказания за неуважение к «храму искусств» педагог предложил символическую, но красноречивую меру: «Хотя бы обязали ее мыть пол две недели в театре».

Реакция героини скандала и общественный резонанс

На фоне разгоревшейся травли Мария Григорьева удалила самое провокационное фото, лежа на бортике, однако остальные снимки сохранила. Прямых комментариев по ситуации она не давала, предпочитая хранить молчание. Единственным косвенным ответом стала ее публикация на иную тему:

«Инфляция замедляется, рубль демонстрирует стабильность. Хорошие новости для тех, кто следит не только за моим внешним видом».

Обсуждение в социальных сетях и СМИ вышло за рамки конкретного случая. Пользователи и комментаторы иронично отмечали, что Григорьева «открыла декабрьский парад полуголых женщин в Большом». Многие подчеркивали, что проблема носит системный характер: театр, особенно главная сцена страны, становится местом для демонстрации статуса и модных образов, а не глубокого восприятия искусства.

-4

Более широкая проблема: доступность культуры и изменение публики

Скандал с фотографиями всколыхнул и другую болезненную для общества тему — растущую элитарность театров. Как отмечают наблюдатели, билеты в Большой, особенно на популярные постановки вроде «Щелкунчика», стали настолько дорогими, что среднестатистическая семья не может себе их позволить. В результате главный театр страны рискует превратиться в место для «богатых», где ценность посещения для части новой публики смещается с эстетического переживания к созданию контента для социальных сетей.

Таким образом, история с фотосессией Марии Григорьевой стала не просто поводом для осуждения одного человека, а катализатором важного разговора. Он затрагивает вопросы сохранения театрального этикета, уважения к труду артистов, трансформации публики и самой роли культурных институций в современном мире, где граница между личным поведением и публичным образом становится все тоньше.

Кто, по-вашему, больше дискредитирует «храм искусства»: гостья в вызывающей позе или те, кто превращает театр в закрытый клуб для избранных?