Найти в Дзене
Книжный слушатель

Как произнести «явленная икона»? Из опыта аудиокниги «Невьянская башня»

Аудиокнига с новым романом Алексея Иванова «Невьянская башня» вышла в конце ноября одновременно с традиционной бумажной версией. Наверное, многие из вас, как и я, слушают сейчас эту аудиокнигу. Сюжет переносит нас в первую половину XVIII века, в уральский поселок Невьянск, где на железоделательном заводе Демидова трудились рабочие-старообрядцы и другие мастеровые люди. Заводское дело подчинило многих из них, стало главным в жизни, соперничая с верой и с любовью, даже доводя до непоправимых крайностей. Акинфий Демидов конкурировал с Василием Татищевым, управлявшим казенными заводами на Урале; разными были не только деловые интересы, но и отношение к старообрядцам, которых Татищев нещадно преследовал. Аудиокнига озвучена актёром Всеволодом Кузнецовым, одним из лучших исполнителей исторических романов (я даже брала у него интервью по этому поводу). Всеволод всегда вдумчиво и осознанно читает тексты о давних событиях, и к тому же умеет выражать характеры персонажей в их речи. Акинфий Дем

Аудиокнига с новым романом Алексея Иванова «Невьянская башня» вышла в конце ноября одновременно с традиционной бумажной версией. Наверное, многие из вас, как и я, слушают сейчас эту аудиокнигу. Сюжет переносит нас в первую половину XVIII века, в уральский поселок Невьянск, где на железоделательном заводе Демидова трудились рабочие-старообрядцы и другие мастеровые люди. Заводское дело подчинило многих из них, стало главным в жизни, соперничая с верой и с любовью, даже доводя до непоправимых крайностей. Акинфий Демидов конкурировал с Василием Татищевым, управлявшим казенными заводами на Урале; разными были не только деловые интересы, но и отношение к старообрядцам, которых Татищев нещадно преследовал.

Аудиокнига озвучена актёром Всеволодом Кузнецовым, одним из лучших исполнителей исторических романов (я даже брала у него интервью по этому поводу). Всеволод всегда вдумчиво и осознанно читает тексты о давних событиях, и к тому же умеет выражать характеры персонажей в их речи. Акинфий Демидов получился деловым и решительным, Василий Татищев – властным и надменным, приказчик Савватий Лычагин – честным и порядочным, плотинный мастер Леонтий Злобин – рассудителен и окает как вологжанин… Актёрское мастерство Всеволода Кузнецова делает аудиокнигу еще увлекательнее.

Также хочу отметить, что чтец легко и естественно произносит многочисленные термины, которые использовались на заводах еще в XVIII веке, но теперь частично устарели. И если «шихта» или «колошник» почти не вызывают сомнений в произношении, то вот «цегентнер» явно потребовал навести справки (так именовалась должность сборщика налогов в администрации казенных заводов). Диалоги заводских мастеров – это настоящие шедевры; писатель Алексей Иванов изложил профессиональные споры просто и образно, а актёр озвучил их так, словно сам занимался плавкой железа и сооружением домны.

Среди прочих исторических подробностей, в романе упоминается явленная икона святого Никиты Столпника, находившаяся в доме Акинфия Демидова. «Явленными» называют иконы, которые появились чудесным образом, безо всяких рациональных объяснений. Мне приходилось читать о явленных иконах, но, похоже, я ни разу не слышала это слово произнесённым вслух. Потому что когда я услышала его в аудиокниге, то подумала, что чтец ошибся, сделав ударение на звук «е», «явле́нная». Я остановила воспроизведение и стала проверять правильное ударение в словаре (такая уж привычка сложилась у меня за годы работы на радио). И что же вы думаете? Всеволод не допустил никакой оплошности, иконы действительно называют «явле́нными».

Слово «явленная» редко встречается в разговорах, да и в аудиокниге я пока услышала его лишь однажды, но теперь-то я запомню его произношение. Кстати, благодаря этому слову я поняла, какое важное значение имеют аудиокниги для нашей грамотной речи.