Завершая тему поршневых самолётов в качестве охотников на БЛА, нельзя не поговорить про альтернативные варианты, способные составить самолёту "Яковлева" достойную конкуренцию.
Приветствую на канале!
Как нетрудно догадаться, главным сегодняшним героем станет УТС-800 — прямой конкурент Як-152, участвовавший с ним в конкурсе на занятие соответствующей ниши в программе обучения будущих пилотов. Дело в том, что проблемы "Яковлева" с двигателем проявились задолго до 2022 года, и именно по этой причине Уральский завод гражданской авиации был включён в "игру" в качестве некой подстраховки. И, в отличие от конкурента, работа там ведётся гораздо быстрее — в 2021 году представлен макет будущей "летающей парты", а уже через год начались первые полноценные испытания. Не то чтобы самолёты этого типа отличались особой сложностью, но не стоит забывать о требованиях МО к электронной начинке — машина должна уметь имитировать полноценный истребитель или бомбардировщик, в основном благодаря электронным пускам "боекомплекта".
К слову, вооружения на нём не заявлено, но, как и в случае с Як-152, такая опция предусмотрена путём небольшой модернизации. Углубляться в тему не будем, скажем лишь, что в идеале увидеть аналогичную связку в лице оптико-электронного подвесного контейнера и пары блоков с ракетами С-8Л, наводящихся по лазерному лучу. С предысторией разобрались, идём дальше.
Если завод справляется лучше конкурента, а проблем с иностранными комплектующими нет, то почему Як-152 до сих пор не убран в дальний угол? Опять же, проблема в двигателе — на УТС-800 стоит не поршневой, а турбовинтовой ВК-800ПС, а значит принципиально иной. Если не вдаваться в подробности схемы, а сравнить положительные и отрицательные стороны, поршневой выигрывает практически в сухую, что и было главным преимуществом Як-152.
Начнём с того, что ВК-800ПС, как бы это странно ни звучало, считается излишне мощным изделием для такой машины, как УТС-800, от чего возникает целый список проблем и рисков, с которым не очень-то любят возиться те, кто будут заниматься непосредственной эксплуатацией самолёта. Но это полбеды, основная кроется в стоимости — ВК-800ПС гораздо дороже RED A03T V12, если бы производство удалось перенести на территорию России, как это изначально и планировалось. Более того, ресурс и надёжность таких двигателей ниже, а значит, они чаще требуют обслуживания и компетентных под это дело специалистов — экономический аспект явно не в пользу УТС-800, хотя сам по себе самолёт дешевле конкурента.
С другой стороны, ВК-800ПС позволяет машине летать на недоступных Як-152 высотах: в Сети указаны цифры от 6000 до 8000 метров, что фактически выводит самолёт из-под ударов БЛА с ракетами Р-60М. Ну и бонусом сверху имеется резерв под будущие модернизации с утяжелением планера.
В остальном машины довольно схожи, и УТС-800, как и его главный конкурент, способен садиться на грунтовые ВПП. Правда, проигрывает в маневренности — максимальная перегрузка заявлена в 7G против 9 у "Яковлева", но будем честны — здесь это излишне. Чуть ниже скорость, 460 против 500, чуть выше дальность 1800 против 1500.
Но есть у самолёта УЗГА один неоспоримый плюс, забывать про который не стоит — в его конструкции широко применяются композиты, благо завод давно их освоил на беспилотной технике, а значит, УТС-800 должен на радарах "светиться" заметно меньше. Не то чтобы его отправляли в районы, где существует риск прилёта зенитной ракеты, но в целом для разведки противника это может стать небольшой, но проблемой. Например, когда работают НАТОвские самолёты ДРЛО, фиксируя работу ПВО — с небольшим в габаритах самолётом, да ещё и с композитным планером не всё так просто.
И последнее, что хотелось бы упомянуть, раз уж мы говорим о борьбе с БЛА — УТС-800 оснащён фонарём с гораздо более лучшим обзором, нежели у Як-152, что отчётливо видно на фотографиях. Немаловажный аспект, ведь в охоте на дроны свою роль может сыграть и банальный визуальный осмотр, если вдруг средства обнаружения дадут сбой или что-то в этом духе.
Последний на сегодняшний день плюс УТС-800 перед Як-152 — он в серийном производстве второй год, и кое-какие результаты работы уже имеются. Но как будет развиваться ситуация в будущем — вопрос. Всё-таки машина "Яковлева" лучше подходит под определённые требования, но отсутствие двигателя всё портит. С другой стороны, быть может, в недалёком будущем есть шанс увидеть Як-152М, созданный по аналогии с Як-130М, в котором и двигатель новый, и вооружение, способное сделать его эффективным и недорогим перехватчиком дронов.