— Потом напишут, что она была пьяна… Ни в коем случае не вызывайте скорую! — это, кажется, было последнее, что она смогла внятно подумать. Июнь 2020 года, московский ресторан, приятный вечер в театральной компании.
Елена Кондулайнен, актриса с огненной шевелюрой и харизмой, покорившая когда-то зрителей «Зверобоем», вдруг почувствовала, как мир поплыл. Ей показалось, будто гигантские мыши тянут в разные стороны ковёр, на котором она лежит. Но она не лежала — она ещё сидела за столом, цепляясь за реальность.
Её страх перед жёлтыми заголовками в тот миг оказался сильнее страха смерти. Коллеги не послушались, вызвали врачей. Через несколько часов она впала в кому. Так для звезды советского и российского кино начался отсчёт новой жизни — жизни, в которой пришлось заново учиться самому простому: помнить своё имя, говорить, ходить и верить в то, что в 65 лет всё ещё можно мечтать о любви.
Проклятый вечер: как праздник обернулся кошмаром
Тот вечер в июне 2020 года должен был стать лёгким и радостным. Труппа отмечала закрытие театрального сезона. Звучали тосты, смех, негромкая музыка.
В какой-то момент Елена заметила интересного мужчину за соседним столиком и хотела повернуться, чтобы рассмотреть его получше. Вместо этого её накрыла волна невыносимого головокружения. Зал закружился в безумном вихре. Звуки стали глухими и отдалёнными, а перед глазами поплыли сюрреалистичные образы.
Позже она вспоминала, что её сознание рисовало абсурдные и пугающие картины. Самым ярким образом были огромные мыши, которые, словно буксиры, растаскивали в стороны невидимый ковёр. Она пыталась говорить, но язык не слушался.
Коллеги, заметив её странное состояние, испуганно спрашивали, что происходит. Актриса молчала. Не оттого, что не могла ответить, а из-за панического, почти животного страха: «Сейчас приедут журналисты, всё обернут в скандал, напишут, что я напилась». Даже когда прибыла скорая помощь, она отказывалась принимать лекарства, бормоча о том, что всё в порядке.
Но организм сказал своё. Её положили на каталку уже в бессознательном состоянии. Три дня она провела в коме. Очнулась в реанимации, в стерильной тишине палаты, где из-за пандемийных ограничений не было ни души. Первое, что она поняла, — она не помнила ничего. Ни своего имени, ни профессии, ни того, как здесь оказалась.
Мир был чистым, белым, пустым листом. Лишь позже врачи поставили страшный диагноз: обширный инсульт. Удар был настолько силён, что у неё отнялась вся правая сторона тела, а один глаз буквально «вышел из орбиты». Причина — коварное и молчаливое повышенное давление, о котором она, вечно занятая съёмками и спектаклями, давно забыла.
Долгая дорога назад: ходунки, перелом и воля к жизни
Первые недели и месяцы слились в одну сплошную полосу боли, беспомощности и титанических усилий. Её привезли домую на каталке — абсолютно беспомощной.
Память возвращалась мучительно медленно. Лишь через полтора года в её голове окончательно сложился пазл: она — Елена Кондулайнен, актриса, у неё есть сыновья Александр и Михаил, есть брат. Всё это время родные были её ангелами-хранителями.
Они носили её на руках, кормили с ложки, как младенца, ухаживали круглосуточно. Из-за несмыкания связок она не могла говорить. Из-за давления постоянно вызывали скорую.
Но даже в этом состоянии в ней жила актриса — женщина с железным характером и мечтой. Она лежала и представляла, как снова зайдёт в кафе или магазин, как просто пройдёт по улице своими ногами. Эта картина стала её маяком.
Началась изнурительная реабилитация. Сыновья, не жалея сил и средств, оплачивали дорогостоящие курсы лечения, приносили цветы, разговаривали с ней, даже когда она не могла ответить. Ей привезли ходунки.
И вот, в один из дней, торопясь поесть, она резко повернулась, потеряла равновесие и упала. Результат — сложный перелом руки. Казалось, судьба испытывала её на прочность. Через две недели после операции на руке, ещё не оправившись, она снова начала бороться.
Был и другой, символичный поворот. Домработница, помогавшая по хозяйству, уволилась. И Елена Ивановна приняла неожиданное решение: «Никого больше не нанимаю. Всё буду делать сама».
Для окружающих это казалось безумием. Для неё — единственно верной терапией. Мытьё посуды левой (нерабочей) рукой, медленное, с усилием, протирание пыли, попытка приготовить простой завтрак — это и была её ежедневная победа над болезнью. Именно этот бытовой героизм, как она сама потом признавалась, дал мощнейший толчок к восстановлению.
Новая реальность: левая рука, прогулки в шесть утра и вера в любовь
Осенью 2022 года, спустя более двух лет молчания, Елена Кондулайнен впервые появилась на телевидении. Она пришла не за жалостью. Она пришла, чтобы сказать самое главное: инсульт — это не конец.
Это тяжёлое, изматывающее испытание, но пройти через него можно. Её вдохновлял пример голливудской звезды Шерон Стоун, которая после инсульта восстанавливалась целых четыре года и вернулась к жизни.
Сейчас её жизнь подчинена новому, строгому, но жизнеутверждающему ритму. Она встаёт в шесть утра. Обязательная зарядка — не для тонуса, а для того, чтобы мышцы помнили, как работать. Потом завтрак и долгая прогулка. Она сознательно оградила себя от потока негативных новостей, сконцентрировавшись на позитивных эмоциях.
После семи вечера она не общается даже по телефону — иначе не может уснуть. Её правая сторона до сих пор не полностью слушается, и теперь её «главная» рука — левая. В этом она видит даже своеобразный вызов судьбе: она давно мечтала научиться всё делать левой, и теперь жизнь предоставила ей такой экстремальный мастер-класс.
Но самое удивительное — её отношение к будущему. В свои 65 лет, пройдя через боль, унижение беспомощности и страх, Елена Кондулайнен не разучилась мечтать. Она открыто говорит, что не представляет жизни без любви. Что ей обязательно нужен рядом мужчина. Что она верит в новую встречу и готова снова стать любимой и любящей.
Её история — это не просто рассказ о болезни знаменитости. Это история невероятной воли. Женщины, которая предпочла бороться с «гигантскими мышами» отчаяния. Актрисы, которая сыграла свою самую важную роль не на съёмочной площадке, а в реабилитационном центре и в собственной квартире.
Роль человека, который в самом, казалось бы, неподходящем возрасте доказал, что жизнь всегда даёт второй шанс. Нужно лишь, как она, найти в себе силы встать с каталки, отпустить ходунки и сделать тот самый первый, самый трудный шаг навстречу новой жизни.