Дети с выраженными двигательными и речевыми нарушениями, в том числе с церебральным параличом, могут успешно осваивать навыки чтения и письма при использовании средств альтернативной и дополнительной коммуникации (АДК). К такому выводу пришли ученые Университета штата Пенсильвания, проанализировав результаты обучения грамотности у ребенка, использующего высокотехнологичное средство АДК с управлением взглядом — айтрекер. Исследование показало: даже при отсутствии устной речи и возможности управлять руками дети способны усваивать буквенно-звуковые соответствия, если обучение адаптировано под их коммуникативные и моторные особенности.
Навыки грамотности имеют решающее значение для людей, которые практически не пользуются устной речью. Как отмечает доцент кафедры коммуникационных наук и расстройств речи Джессика Карон, чтение и письмо позволяют таким людям выходить за рамки ограниченного набора жестов или символов и самостоятельно формулировать мысли. Несмотря на это, обучение грамотности для неговорящих детей долгое время считалось слишком сложным или недостижимым.
Чтобы проверить, действительно ли эти ограничения являются объективными, междисциплинарная команда под руководством Карон провела пилотное исследование, опубликованное в журнале Augmentative and Alternative Communication. В центре внимания оказался ребенок с церебральным параличом, который для общения использует айтрекер — устройство АДК, позволяющее выбирать символы и буквы с помощью взгляда. Целью исследования стала оценка эффективности специально разработанной программы раннего обучения грамотности.
Альтернативная и дополнительная коммуникация охватывает широкий спектр средств — от простых визуальных подсказок до сложных цифровых систем. Для людей с тяжелыми нарушениями речи такие инструменты часто являются единственным способом общения. Однако, как подчеркивает Карон, именно пользователи АДК нередко исключаются из обучения фонетике, поскольку традиционные образовательные практики предполагают устное повторение звуков.
Как проходило исследование
Ранее исследования, посвященные освоению буквенно-звуковых связей детьми с церебральным параличом, использующими айтрекеры, практически отсутствовали. Новая работа стала первой попыткой системно адаптировать обучение фонетике под управление взглядом, без необходимости указывать на объекты или касаться экрана.
Участником исследования стал четырехлетний мальчик с крайне ограниченными коммуникативными возможностями. До начала обучения он мог использовать только упрощенные формы слов «да» и «нет», а также несколько индивидуальных жестов для обозначения базовых потребностей. Формального обучения чтению и письму у него не было, за исключением знакомства с тремя буквенными звуками в рамках предыдущего проекта.
После первичной диагностики исследователи отобрали семь новых звуков букв и разработали поэтапную программу обучения. Она включала структурированные упражнения, интерактивную книгу с картинками и игровое задание на сортировку, что позволило совместить обучение с элементами игры и сохранить мотивацию ребенка. Все задания были полностью адаптированы под управление взглядом.
Каждая буква изучалась отдельно. В айтрекер загружались специальные экраны с несколькими вариантами букв, а выбор фиксировался с помощью анализа задержки взгляда — времени, в течение которого ребенок удерживал внимание на правильном ответе. К следующему этапу переходили только после того, как точность выполнения достигала не менее 80%.
Результаты и дальнейшие шаги
Эффект от обучения оказался значительным. Если на этапе начальной оценки правильные ответы появлялись примерно в 15% случаев, то по завершении 15-недельной программы этот показатель вырос до 80–100%. Ребенок уверенно освоил все целевые навыки и продемонстрировал устойчивое понимание буквенно-звуковых связей.
По словам Карон, отсутствие адаптированного обучения часто приводит к тому, что более 90% людей с тяжелыми нарушениями речи так и не осваивают чтение. Результаты исследования показывают, что причина кроется не в ограниченных возможностях самих детей, а в отсутствии доступных образовательных подходов.
После завершения проекта ребенок начал использовать айтрекер не только для выбора отдельных слов, но и для набора простых письменных предложений. Это стало важным шагом к развитию его самостоятельности и расширению коммуникативных возможностей.
Полученные данные легли в основу разработки онлайн-программы обучения для логопедов и педагогов. Параллельно команда Карон работает над более масштабным исследованием, в рамках которого планируется создание комплексной программы ранней фонетики и внедрение регулярных 30-минутных занятий в школах для учащихся, использующих средства альтернативной коммуникации.
«Право на обучение чтению должно быть универсальным, — подчеркивает Карон. — Наши результаты подтверждают: при наличии адаптированных заданий и систематической практики дети с минимальной или отсутствующей речью действительно могут овладеть грамотностью».
Подобрать айтрекер и другие средства АДК:
https://www.eyetracking.care/katalog/
+7 (499) 404-36-56
info@eyetracking.care