Найти в Дзене
Культурная Карта

Как журналистская командировка может перевернуть жизнь и заставить забыть прошлое, показали на фестивале «Уроки режиссуры»

Это был последний спектакль фестивальной афиши IX театрального фестиваля «Уроки режиссуры»*. Омский государственный драматический театр «Пятый театр» на основной сцене РАМТ представил абсурдную историю жителей острова на краю земли (крайнее некуда) и… молодого журналиста лет 30-ти, запутавшегося в водорослях современного мира. Спектакль «Остров Рикоту» по одноимённой пьесе Наталии Мошиной поставил молодой режиссёр Фамил Джавадов. Он уверен, что в героях этого хоррора мы можем увидеть открытых и чистых людей. Между тем, они не так просты: они всерьёз заявляют, что никакой Москвы и России не существует, страна видится им абсолютно чужой, посторонней, как бы выдуманной. Ветер гудит, океан шумит, шелестит всё непонятно, балок скрепит… Днём на улицу выйдешь ― кругом вода, небо вот-вот придавит! В пьесе всё действие происходит внутри домика, остров где-то за окнами, мы его не видим. Но на сцене появляются тропки с придорожной травой, маленькие домики с горящими в ночи окнами, лодка и сети.

Это был последний спектакль фестивальной афиши IX театрального фестиваля «Уроки режиссуры»*. Омский государственный драматический театр «Пятый театр» на основной сцене РАМТ представил абсурдную историю жителей острова на краю земли (крайнее некуда) и… молодого журналиста лет 30-ти, запутавшегося в водорослях современного мира.

Спектакль «Остров Рикоту» по одноимённой пьесе Наталии Мошиной поставил молодой режиссёр Фамил Джавадов. Он уверен, что в героях этого хоррора мы можем увидеть открытых и чистых людей. Между тем, они не так просты: они всерьёз заявляют, что никакой Москвы и России не существует, страна видится им абсолютно чужой, посторонней, как бы выдуманной.

Ветер гудит, океан шумит, шелестит всё непонятно, балок скрепит… Днём на улицу выйдешь ― кругом вода, небо вот-вот придавит!

-2

В пьесе всё действие происходит внутри домика, остров где-то за окнами, мы его не видим. Но на сцене появляются тропки с придорожной травой, маленькие домики с горящими в ночи окнами, лодка и сети. При лунном свете видно отблеск волн океана.

«Мы его не видим и не знаем, что там есть, ― говорит режиссёр. ― А мне хотелось, чтобы было не только пространство комнаты, но и внешнее пространство острова, и какое-то взаимодействие, и воздействие одного на другое… Пьеса Наталии Мошиной ― не попсовая. Она жанровая и современная. И наш "Пятый театр" ― он тоже про современность. Поэтому "Остров Рикоту" мне кажется хорошим выбором, он подходит для хоррора. В театральном мире этот жанр не очень распространён. Зрителей в кино зачастую пугают скримерами, жёстокими сценами и другими визуальными и шумовыми эффектами. Но в театре можно использовать другие методы воздействия, которые демонстрирует поджанр слоубернер. Для него характерно постепенное погружение зрителя в тревожную атмосферу, предчувствие чего-то ужасного, и саспенс за счёт постепенного стирания границ между реальностью и фантазией. Так называемый "медленный хоррор". На мой взгляд, хоррор в театре может быть не менее острым, чем в кино, ― он идеально работает со сцены, проникая в зрителя здесь и сейчас».

Лучше не скажешь. И оно сработало! Рядом сидел дедушка, который перед спектаклем очень боялся, что его телефон сможет помешать артистам, и пытался его выключить знакомым способом (чтобы быстрее потом его включить). Но в середине действия старичок спал. Та мелодичность и убаюкивание, свойственное страшным история, сработали. И поскольку выход из ситуации был ровным, почти без сопротивления, то мой сосед проснулся уже на аплодисментах. А главный герой ― так и остался во сне. В чужом прекрасном сне.

«…живут на самом краешке земли, и страна видится им абсолютно чужой, посторонней, как бы выдуманной. Она очень далеко от них, поэтому ― есть ли она вообще? Или есть только этот остров, на котором нашли свою новую и единственную родину эти 15…» а, нет, 16 человек.

-3

Буду в Омске ― обязательно загляну на другие спектакли в «Пятый театр». Надеюсь, у молодого режиссёра есть ещё прорывные постановки на сибирской сцене. Омич Фамил Джавадов проживает в Москве. Он окончил РГИСИ (режиссёрскую мастерскую А.А. Могучего), прошёл повышение квалификации в Театральном институте им. Бориса Щукина по направлению «Особенности и специфика работы над детскими спектаклями. Вахтанговская театральная школа». Так что с таким потенциалом, можно ожидать дальнейшего невероятного синтеза жанров и направлений.

-4

* Фестиваль «Уроки режиссуры» проходит при поддержке Президентского фонда культурных инициатив.

Анжелика ЛУКИНА, фото автора и Анны ШЕСТАКОВОЙ