Александр Климнов, фото дзен.ру, autowp.ru
Дата 15 декабря 2025 года в истории отечественного автомобилестроения и конкретно завода ГАЗ знаменательна тем, что в этот день отмечается 30-летие с начала серийного выпуска в Нижнем Новгороде первых серийных цельнометаллических фургонов (ЦМФ) «Газель».
Запуск «ГАЗели» в кузове ЦМФ (с бортовым/тентованным кузовом полуторку начали выпускать полутора годами ранее, но рынок нетерпеливо ждал именно эту модель, которая также должна была лечь в основу еще более востребованных микроавтобуса и «скорой помощи», которые выпускал оставшийся в недружественной Латвии завод РАФ – авт.) стал по истине судьбоносного события для Горьковского автозавода и российского автопрома в целом.
Серию еще опытных полуторок ГАЗ продемонстрировал на MIMS-1993, но тогда никто еще не мог поверить, что серийный выпуск бортового грузовика ГАЗ-3302 начнется всего лишь через год, цельнометаллический фургон ГАЗ-2705 выпустят через 1,5 года, а микроавтобус на его базе ГАЗ-3221 появится в серии менее чем через 2 года
Именно доступный и массовый развозной цельнометаллический фургон фактически создал новый потребительский сегмент маневренного транспорта для перевозки достаточно деликатных грузов с хорошей защитой от непогоды и прочих неприятностей, которые могли подстерегать перевозчика в городе.
Разработка и запуск в серию первой цельнометаллической «ГАЗели»
Создание цельнометаллической «ГАЗели» стало настоящим вызовом для Горьковского автозавода. Гиганту советской автоиндустрии потребовалось освоить принципиально новое направление – производство цельнометаллических кузовов, причем, не имея собственного опыта, ведь в советское время ГАЗ никогда (включая эпопею 1950-60-х с так и не ставшей серийной полуторкой ГАЗ-56) не предполагал выпуска малотоннажного грузовика в иной версии кроме традиционной бортовой.
Инженерам пришлось создавать инновационный продукт практически с нуля, приспосабливая конструкцию цельнометаллического кузова к уже существующей кабине бортовой «ГАЗели» с индексом ГАЗ-3302, при этом максимально увеличивая внутреннее пространство для перевозки грузов и пассажиров.
Автомобиль также должен был демонстрировать отличные аэродинамические характеристики, выделяясь при этом современным гармоничным дизайном, который еще и не должен был полностью копировать иностранные образцы (чтобы не было патентных проблем и осложнений для экспорта – авт.).
В решении столь сложной задачи большую роль сыграли высокий уровень инженерного мастерства ГАЗа, а также передовые технические наработки, примененные при разработке базовой модели полуторки.
Унифицированная рамная платформа стала фундаментом для целого семейства малотоннажных автомобилей, ныне обозначаемых как LCV (light commercial vehicle).
В 1998-м хромированная решетка радиатора стала как бы фейслифтингом «Газели», добавив ей солидности
Новый продукт был создан в сжатые даже по сегодняшним меркам сроки – менее чем за полутора года.
Чтобы выжить, нижегородскому автогиганту нужно было оперативно завоевывать рынок, который грозили быстро заполнить разнообразные иномарки.
Для проектирования активно использовали трехмерное моделирование (компьютерная система проектирования KATIA – авт.) и ускоренные стендовые испытания, что позволило быстро довести фургон до готовности.
«ГАЗель» в 7-местном кузове "комби" сразу после появления начала расходиться как горячие пирожки, ведь раньше такого автомобиля отечественный автопром не выпускал совсем, а теперь его еще и могли свободно купить частники
Доступный по цене и эстетически привлекательный легкий коммерческий фургон ГАЗ-2705 «ГАЗель» оказался невероятно востребован, и особенно в грузопассажирской версии «комби» (ГАЗ-2705К), аналогов которой отечественный автопром еще никогда не выпускал ранее!
Технические решения и модернизации
При создании фургона был применен ряд оригинальных технических решений.
Такими стали: сдвижная боковая дверь (непременный элемент современного ЦМФ – авт.) с системой высокоточных направляющих, удерживающих и запирающих устройств, а также подвеска кузова на резинометаллических подушках для снижения уровня шума в салоне.
Самый ранний рекламный буклет «ГАЗели» наглядно показывал основные преимущества цельнометаллического фургона
По сравнению с бортовой версией фургон отличался меньшей погрузочной высотой – всего 725 мм вместо метра.
Запуску производства ЦМФ предшествовала огромная подготовительная работа.
Премьер-министр Виктор Черномырдин и Президент АО «ГАЗ» Николай Пугин осматривают сборочный конвейер ЦМФ «ГАЗель» 15 декабря 1995 года
Под цельнометаллические фургоны «ГАЗель» были изменены практически все технологические цепочки на ГАЗе, модернизировано производство во многих подразделениях.
Одновременно с началом выпуска фургона ГАЗ-2705 на площадях второго прессового цеха заработал, построенный в самые сжатые сроки, новый цех сварки и сборки цельнометаллических кузовов с самым современным на тот момент роботизированным комплексом. Была также установлена и современная окрасочная линия европейского производства. На эти работы был взят кредит ЕБРР в размере $125 млн.
Разнообразие моделей и рост линейки
Базовый 3-местный фургон ГАЗ-2705 грузоподъемностью 1350 кг с 9-кубовым грузовым отсеком в январе 1996 года дополнил вариант «Комби» с 7-местной кабиной и 6-кубовым отсеком для груза.
Обе версии фургона в середине 1995 года получили и полноприводные исполнения (ГАЗ-27057).
Потребность рынка в микроавтобусах в 1990-х была так велика, что их начали переделывать из бортового ГАЗ-3302 еще до начала выпуска фирменной модели ГАЗ-32213 (на фото)
Но наиболее важным стало освоение производства в марте 1996 года полностью остекленного микроавтобуса ГАЗ-3221 вместимостью от 7 пассажиров, который летом того же года был дополнен 13-местной модификацией, а еще чуть позже версией «маршрутное такси» той же пассажировместимости (на фото ниже), которая просто взорвала рынок таких «маршруточных» перевозок и в кратчайшие срок (всего за 12 месяцев – авт.) полностью вытеснила с рынка продукцию РАФа.
На базе фургона ГАЗ-2705 в последующие годы был выпущен целый шлейф специализированных и специальных автомобилей, вплоть до инкассаторских бронеавтомобилей, но самым важным из них, несомненно, стала «скорая медицинская помощь» ГАЗ-32214,
«Скорая» ГАЗ-32214 стала едва ли не более социально значимой в серии «ГАЗели», чем «маршрутка» ГАЗ-322132
можно сказать, «забившая последний гвоздь в гроб» латвийского РАФика (РАФ-22038-02), из-за необходимости импорта медицинской версии которого, Россия была вынуждена терпеть вызывающее поведение националистического правительства «независимой» Латвии,
Латвийские РАФики оказались совершенно неконкурентоспособными против российской «ГАЗели» и попросту уступили ей рынок всего за один 1996 год
кстати, совсем не поддерживавшего автозавод в Елгаве по причине его «оккупационного происхождения» и «чрезмерно большого» русскоязычного контингента работников, что и привело к бесславному концу этого предприятия уже в 1997 году.
Опытная версия «маршрутки» ГАЗ-322133 2001 года с поворотной дверью (заменившей оказавшуюся не слишком эргономичной для пассажирской машины сдвижную дверь) – такие «маршрутки» серийно выпускал в 2010-х бодибилдер «Лаура»
Так что ГАЗ-2705 и базировавшийся на нем микроавтобус ГАЗ-3221 еще и выполнили важнейшую для страны импортозамещающую функцию – так, по признанию одного из тогдашних дилеров: «После выхода «Газели» на рынок у нас не только продажи иномарок LCV обвалились до нуля, но даже просто информационные звонки от клиентов упали десятикратно!».
Эволюция и дальнейшее развитие
Первое поколение «Газели» пережило серьезные модернизации в 2003 и 2010 годах.
ЦМФ ГАЗ-2705 в модернизированнй версии 2003 года с каплевидными блокфарами, новым капотом, решеткой радиатора и бампером, а главное доработанной передней частью рамы, позволившей максимально расширить выбор двигателей
На версии «ГАЗель-БИЗНЕС» 2010 года впервые в крупносерийном производстве появились не только дизели и импортные комплектуюшие, но и электроблокируемые дифференциалы Eaton (кстати, на фото тест-драйва такой машины 2011 году за рулем сам автор)
Менялся модельный ряд двигателей: к бензиновым моторам добавились дизельные, затем и битопливные.
Новая эра наступила в 2013-м с появлением поколения NEXT (на фото выше), появились версии с кузовами более крупной размерности и с увеличенной до 4,6 тонны полной массой (на фото ниже).
А в 2021 году «Газель» шагнула в цифровую реальность поколения NN, но это уже другая история.
Продолжателем семейства нижегородских «скорых» стал современный АСМП на базе ЦМФ «Газель NN»
P.S. И сегодня, т.е. спустя 30 лет, фургон ГАЗ-2705 «ГАЗель» первого поколения продолжает оставаться символом отечественного малотоннажного коммерческого транспорта, который воплощает собой истинно отечественный баланс инноваций и практичности, помогая российскому бизнесу быть мобильным и эффективным.
Подписывайтесь на наш Тelegram-канал и следите за обновлениями!
Подписаться.
Наш интернет магазин: irim3.ru