Найти в Дзене
День республики

«Катарсис» Мариям Халкечевой

В этом году в Черкесске начал действовать молодежный театр, который представил свой первый спектакль Алексей Блохин и Ксения Казакевич в гостях у театра «Катарсис» Прошел год после публикации интервью с молодой актрисой Русского театра Мариям Халкечевой. И вот появился новый повод для встречи. Молодежный театр «Катарсис», который организовала Мариям, блестяще дебютировал с постановкой по пьесе Дмитрия Данилова «Свидетельские показания». - Мариям, с огромным удовольствием посмотрел спектакль вашего театра, узнал, что проект, о котором мы говорили с вами в прошлом году, состоялся, с чем я искренне вас поздравляю. Но как вам удалось собрать такую команду? Ведь найти столько заинтересованных ребят очень непросто даже для профессионального театра. - И правда непросто. На самом деле я сама до сих пор думаю, что это какое-то чудо. У нас группка небольшая, 9 человек. Но для молодежного театра это да, прям такая хорошая стабильная труппа. За год многие приходили и уходили, но в результате хорош

В этом году в Черкесске начал действовать молодежный театр, который представил свой первый спектакль

Алексей Блохин и Ксения Казакевич в гостях у театра «Катарсис»
Алексей Блохин и Ксения Казакевич в гостях у театра «Катарсис»

Прошел год после публикации интервью с молодой актрисой Русского театра Мариям Халкечевой. И вот появился новый повод для встречи. Молодежный театр «Катарсис», который организовала Мариям, блестяще дебютировал с постановкой по пьесе Дмитрия Данилова «Свидетельские показания».

- Мариям, с огромным удовольствием посмотрел спектакль вашего театра, узнал, что проект, о котором мы говорили с вами в прошлом году, состоялся, с чем я искренне вас поздравляю. Но как вам удалось собрать такую команду? Ведь найти столько заинтересованных ребят очень непросто даже для профессионального театра.

- И правда непросто. На самом деле я сама до сих пор думаю, что это какое-то чудо. У нас группка небольшая, 9 человек. Но для молодежного театра это да, прям такая хорошая стабильная труппа. За год многие приходили и уходили, но в результате хороший костяк остался. А как набирала? Просто дала объявление, кто-то заинтересовался, пришел, и уже тут на занятиях загорелись и остались.

- А что за ребята? Учатся, работают, какой возраст?

- Кто-то учится, кто-то работает. Ну вот есть школьники, 9, 10, 11 классы, есть студенты, из медколледжа девочка. Кто-то уже работает.

- У вас получилось сделать достаточно сложный спектакль за короткий срок, который не побоялись показать перед весьма серьезной аудиторией. Как получилось перейти от травиночек-букашечек к весьма непростым психологическим образам?

- Все шло поэтапно. Травиночки, насекомые, потом животные. И есть очень сложный этап обучения - это наблюдение за человеком. То есть нужно полностью отказаться от своей манеры поведения и прям снять всю эту манеру поведения с другого человека. Это очень сложно. И вот ребята стали приносить мне свои наблюдения. Тут и пришла в голову мысль: а может, попробовать какой-то авторский текст? Островский, понятно, будет сложноват. Предложила ребятам несколько вариантов попроще: «Звериные истории» Дона Нигро, «У ковчега ровно в восемь» Ульриха Хуба. Но зацепила ребят пьеса Дмитрия Данилова «Свидетельские показания», та самая, что мы ставили в качестве дипломного спектакля в ГИТИСе. Я такая: ого, может, вы и не дети вовсе?! Я ж к ним всё как к детям, а они совсем взрослые, оказывается. Вначале просто думала: на монологах поучимся. А они как загорелись все...

- В спектакле вся труппа была как на ладошке. У ребят разный потенциал, играли они по-разному - это, конечно, заметно. Они не боялись конкурировать друг с другом?

- Я не думаю, что они вообще пытались конкурировать, нет, они об этом не думали. У каждого было свое… Они настолько включились в свои образы, по ночам мне писали. Работали 24 на 7. «А если я не вот эту блузочку, а вот эту надену, мне кажется, она больше мне поможет». «А если я буду в очках или лучше без очков? Раз писатель, то, что, сразу обязательно в очках?» Я говорю: «Вообще, не обязательно. Давай так, без очков попробуй». То есть они сами досконально создавали свой образ. У них не было времени, мне кажется, вообще думать о том, что Дина, к примеру, что-то быстрее делает, а я это медленнее делаю. Нет, им нужно было, чтобы у самого что-то своё получилось…

- Наверняка вы не забыли свой дипломный спектакль. Теперь на ваших глазах кто-то повторяет вашу роль, которую вы через себя пропустили. А у вас есть свое представление и о спектакле, и об этой роли. Наверняка вы сравнивали. Кстати, кто играл вашу роль сотрудницы офиса?

- Дина Гаппушева. И она сыграла лучше, чем я в свое время. Это правда.

- Наверное, лучший комплимент от режиссера.

- Это честно. Во-первых, сам разбор роли мне больше понравился, он понятнее был, и, во-вторых, по темпераменту она роль лучше сделала. Ведь важно не только снять внешнюю манеру поведения, но и показать внутреннее состояние, характер героя. У Дины было видно: это вот офисный работник, который постоянно у компьютера, никогда ничего не успевает, завален бумагами, отчетами. Можно было подумать, что она действительно много лет работала в каком-то офисе. А ведь ей всего 17 лет, жизненного опыта нет. Но она как-то себя в эти обстоятельства погрузила, и всё получилось.

- Насколько сильно ваш нынешний спектакль отличался от версии, которую вы ставили в ГИТИСе? Кстати, кто был у вас режиссер, Блохин?

- Нет, это была постановка Александра Доронина. Но мы про разное все-таки ставили. Доронин изменил вообще саму историю. В пьесе есть очень маленький, коротенький монолог у бывшей девушки героя, буквально три строчки. Доронин значительно расширил его, показав, что мимолетная встреча была, возможно, единственное что-то настоящее в жизни героя, единственное, что могло бы его удержать вообще в этом мире. Финал, кстати, получился очень мощный. Безусловно, режиссер имеет право на интерпретацию исходного текста, но я все же не сторонник этого. Мы должны разгадать замысел автора, донести его до зрителя.

- Ваш финал, мне кажется, получился не менее впечатляющим. Но, если честно, я ждал другой развязки. Чтобы уйти из жизни, должна быть веская причина. А здесь же герой, вокруг смерти которого и разворачивается весь сюжет, - пуст. У него вроде бы есть всё, но ему незачем и не для кого жить. Такого не жалко…

- Здесь важно другое. В чем причина этой пустоты, этой скуки? Ведь мы часами не вылазим из соцсетей, при этом умудряемся оставаться очень одинокими, мы ничего не знаем о своих соседях, о своих коллегах, не делимся своими проблемами и не знаем проблем тех людей, которых мы видим каждый день. Вот это самое страшное. Поэтому все герои спектакля виноваты в смерти своего знакомого: не увидели, не почувствовали, не заметили… Именно это мы и хотели показать. Мы с ребятами хотели добиться, чтобы у зрителей после спектакля возникло желание позвонить соседке и спросить: «Нормально у вас там, вообще? Может, помочь чем?» Чтобы мы чуть повнимательнее друг к другу были.

- Не могу не спросить о перспективах. О вашей работе лестно отозвались посетившие вашу премьеру Хасан Биджиев и Денис Малютин (он в этом году ставил в Русском театре «Землю Эльзы»). Так что останавливаться точно не будете.

- Конечно, будем продолжать. Очень рада, что получилось наладить связь с моей Alma Mater - Российским институтом театрального искусства (ГИТИС). Летом к нам приезжал мой мастер - народный артист России Алексей Блохин вместе с замечательным режиссером Ксенией Казакевич, тоже преподающей в ГИТИСе. Они провели для наших ребят мастер-классы по сценической речи, движению, работе с текстом, развитию внимания и воображения. Алексею Анатольевичу понравились и наши ребята, и наш театр, и наша республика. Он даже вызвался спектакль у нас поставить следующим летом. Представьте, как это будет здорово! Другой режиссер, выпускник «Щуки» и ГИТИСа, Дмитрий Рагимов провел в сентябре для нас мастер-класс по импровизации. Ну и мы не сидим сложа руки. В январе, думаю, «Звериные истории» покажем, да и «Свидетельские показания» тоже было бы хорошо еще показать. И, что очень важно, ребят заметили. Дина Гаппушева отлично показала себя в спектакле Русского театра «Женщина-змея» по Гольдони. Три человека прошли на кастинг веб-сериала «Мой кавказский блог»: Дина Гаппушева, Мурат Халкечев и Кристина Захарова. С материалом, который играли в спектакле! Для Кристины даже роль отдельную прописали, настолько им понравилось. И, конечно, нужно расширяться, проходить лицензирование, чтобы дети все-таки какую-то бумажку получили. Вообще, меня одной не хватает. Должны быть педагог по речи, педагог по танцам, педагог по сценическому движению, фехтованию. Нужно делать полноценную театральную школу, после которой можно идти в профессиональный театр.

- Что бы вы хотели сказать вашим нынешним и, может быть, будущим воспитанникам?

- Это будут разные месседжи. Моим воспитанникам, которые уже занимаются, желаю, чтобы успех не свел их с ума, потому что для них сейчас аплодисменты, поклоны - это искушение. Они сейчас вот с такими глазами бегают счастливые. Надо не забывать, что нужно продолжать работать, обязательно, чтобы с таким же рвением продолжали работать, как и в прошлом году, это обязательно. А тем, кто, возможно, придет к нам, хочу сказать: не пытайтесь играть, не приносите ничего чужого, приходите такие, какие вы есть, чтобы мы могли разглядеть ваш талант, ваши способности.

Евгений КРАТОВ.

Справка

Катарсис - это глубокое эмоциональное и психологическое освобождение, «очищение души», достигаемое через переживание сильных чувств. Он возникает как в результате сопереживания произведениям искусства (например трагедии), так и при осознанном проживании собственных эмоций в психотерапии или через творчество.

----------------------------------------------------------------------------------------

Подписывайтесь на наши аккаунты в социальных сетях, там вы найдёте ещё больше интересных материалов!

ВКонтакте - https://vk.com/denrespnews_kchr

Telegram-канал - https://t.me/denresp09

Одноклассники - https://ok.ru/denrespnews