Авторы Сергей Кузнецов, Александр Змеул, Эркен Кагаров. Под редакцией Филиппа Мойзера и Анны Мартовицкой.
Редко какая транспортная инфраструктура в мире, помимо московской, может предложить столь щедрое художественное убранство. Эта исключительная по своему архитектурному замыслу подземная магистраль, по уровню инженерной мысли превосходящая другие важные сооружения времён СССР, оказала влияние на градостроительные планы многих городов и до сих пор остаётся востребованной.
Несомненно, в архитектуре московского метро органично сочетаются великолепие сталинского ампира, сдержанность модернизма, безграничная свобода постперестроечной эклектики и только появляющиеся элементы высоких технологий, что делает каждую из 15 линий и 275 станций нашего метро уникальной.
В книге «Скрытый урбанизм…» имеется своя линия, повествовательная. А первая станция – предисловие от доктора архитектуры и главы издательского дома «DOM Publishers» Филиппа Мойзера и Анны Мартовицкой. По ходу повествования читатель узнаёт, что книга издана в 2016 году на русском языке при финансовой поддержке Корпорации «Баркли». Этот литературно-художественный труд продолжает научные исследования издательства «DOM Publishers», посвящённые советской и российской истории искусства и технологий, в том числе значимым достижениям в области космонавтики, масштабного строительства типового жилья и подземного транспорта.
Вторая остановка: «Динамичный символ Столицы». Здесь читателя-пассажира встречает главный архитектор Москвы Сергей Кузнецов:
«По темпам строительства метро современная Москва обгоняет даже ударные стройки советской эпохи: когда-то молодое социалистическое государство поставило рекорд по срокам возведения подземки, однако сегодня российская столица бьёт его, причём сразу по нескольким показателям…».
Ещё глубже в историю метрополитена погрузился историк архитектуры Александр Змеул. Он подробно рассказал о начале пути отечественной подземки:
«Изначально московский метрополитен трактовался как сугубо утилитарное сооружение, в котором главная роль отводилась инженерным решениям, что было вполне в русле общемировых тенденций того времени»
Кадры 30-х гг., проекты первых станций, ударники-метростроевцы и уникальная схема: процесс организации строительных работ вестибюля станции метро «Аэропорт» – первой односводчатой станции московского метро, построенной полностью открытым способом. Таким образом, любопытная и исключительная черта московского метро – его постоянное развитие. Заложенный в 1935 году по инициативе Иосифа Сталина в качестве явного показателя достоинств социализма (тогда-то и возникли знаменитые «дворцы народа»), впоследствии метрополитен естественно вобрал в себя идеологические и художественные характеристики каждой исторической эпохи, став своеобразной хроникой архитектуры советского, постсоветского и современного российского периодов.
О современном метро, а точнее, ребрендинге той самой многоликой буквы «М», рассказал арт-директор Студии Артемия Лебедева Эркен Кагаров:
«Проведённое историческое исследование лишь укрепило нас в мысли о том, что логотип метро менять не нужно, им должна оставаться всё та же буква М. Но вот в том, что необходима её стандартизация, призванная повысить узнаваемость эмблемы для иностранцев и придать знаку метро статус безусловного символа Москвы, сомнений не было, и именно на это были направлены основные усилия».
Яркие фотографии Александра Попова, современного фотохудожника, отправляют нас любоваться самым необычным и стильным убранством метрополитена и даже дают возможность побывать в тоннеле, куда обычному пассажиру вход категорически запрещён. Ретро-снимки разных десятилетий тоже приоткрывают читателям завесу тайн такой притягательной подземки. Особое внимание в книге уделяется художественному оформлению станций. Вот на нас смотрят благородные взоры скульптур на станции «Площадь Революции», перелистываем – летит белый голубь из мозаичного оформления входа станции «Маяковская», едем дальше – перед нами открывается витраж «Новослободской». А ещё колонны, пилястры, потолочные розетки, металлические деревья, светильники разных форм и стилей и другая красота, на которую в книге можно посмотреть под иным углом. Изучение обширного архитектурного достояния России позволяет интегрировать инженерные области, например проектирование транспортной инфраструктуры и строительство подземных сооружений, с архитектурным и художественным направлениями. В данном аспекте, метрополитен Москвы представляет собой не просто жизненно важную транспортную систему города, но и пространство для взаимодействия и обогащения культуры среди граждан. По замыслу авторов, если их книга сможет создать эту связь между разными областями знаний, значит, цель проекта будет достигнута:
«Благодаря коллекции архивных материалов и художественных фотографий, демонстрирующих метрополитен с его тоннелями, переходами и роскошными мозаиками, читатель сможет оценить монументальность московской архитектуры и увидеть в ином свете подземное градостроительство, способствующее динамичному развитию столицы».
Книга позволит по-новому взглянуть на привычный мир подземного транспорта, увидеть в нём не просто практичную систему, а настоящий культурный феномен, символ города и его жителей. Она станет ценным источником информации для экспертов в области архитектуры, градостроительства и истории искусства.
Конечная остановка.
Интересный штрих: обложка с внутренней стороны представляет собой схему московского метрополитена образца 2015 года.
Познакомиться с книгой можно в читальном зале Центральной научно-технической библиотеки по строительству и архитектуре ФБУ «РосСтройКонтроль».
Желаем вам всего доброго.