Найти в Дзене
Рассказы строителей метро

Рассказы строителей метро

Здесь собраны рассказы первостроителей Московского метро из одноименной книги 1935 года. Экземпляр хранится в основном фонде ЦНТБ СиА. Интересные факты, трудности и успехи из уст обычных работяг, чей нелёгкий труд по сей день радует гостей и жителей столицы.
подборка · 5 материалов
Истоки моего опыта
Мой технический «подземный» опыт берет истоки в тоннельных работах по реконструкции предпортового железнодорожного узла во Владивостоке. Но для того, чтобы успешно работать на метро, мало быть просто инженером, знающим технику. Надо прежде всего быть хорошим организатором. Трудно определить, где лежат истоки моего организаторского опыта, но ясно для меня, что настоящим организатором и руководителем я стал именно на Метрострое, внимательно перенимая методы работы у Московского комитета и непосредственно у Лазаря Моисеевича Кагановича...
КАК МЫ СОРЕВНОВАЛИСЬ
Отдел кадров метро послал меня на шахту №23. Там только спускали ствол, но шахта уже была в прорыве. Рабочих было семьдесят-восемьдесят, а комсомольцев пришло человек семь. В бригаде Курзенко, куда меня направили, я был единственный комсомолец. Старые кессонщики с удивлением смотрели на меня: что это за человек пришел к ним из московского комсомола? Я не знал производства, а кессонщики проработали под давлением всю свою жизнь. Работа простая: надо выучиться работать лопатой, кайлом и бить кувалдой...
ГОРЯЧИЕ ДНИ
Хотя я уже некоторое время работал на метро, но представление о метрополитене у меня было самое маленькое. В моей бригаде было восемнадцать человек. Мы тогда строили электромеханические мастерские на Краснопрудной улице. За отсутствием общежития жили мы в шестидесяти километрах от Москвы, на станции Ивантеевка. Работал я бригадиром плотников. Три корпуса стройки нужно было закончить к 1 мая 1932 года, но мы дали встречный план и закончили всю работу к 25 апреля. Вскоре после этого наша бригада отличилась...
О КОМСОМОЛЬЦАХ И О ПОДЗЕМНОЙ ЗИМЕ
Я поступил добровольно на Метрострой чернорабочим в 1931 году. На четвёртом участке я проработал три дня и был направлен в буровую группу на бурение. Я был комсомольцем, и меня выбрали членом бюро ячейки четвёртого участка. В августе 1932 года был объявлен штурм плывунов. Комсомольской ячейкой была организована аварийная бригада из слесарей, электриков, плотников, проходчиков. Жили мы в то время в бараках на Лоси. Многие из них ещё не были отстроены, в окнах не было рам и стёкол. Как-то раз в выходной день позвонили с 22-й шахты: — Опускной железобетонный колодец не садится...
РАССКАЗ КЕССОНЩИКА
Д. И. ВЕЛИГУРА Проходчик кессонной группы. Странно начинать рассказ про метро со своего отца—он метро не строил. Ушёл он на военную службу из нашей деревни Новостроевки Днепропетровского округа в 1912 году. До 1918 года не было известно, где наш отец и есть ли отец. Потом прислал развод и приехал сам. Гостинцы привёз и уехал опять в Москву. Жил я у матери. Она крестьянка, у неё была изба и корова. Мы беднели, я жил в работниках, и сестра старшая тоже работницей была. Приехал отец. Хотел сперва взять меня...