Если совсем по-простому – это когда завален горизонт. Да, это прием, а не оплошность фотографа или оператора. Называется «Голландский угол». Считается, что придумали его немецкие экспрессионисты в кино, еще в начале 1920-х годов. И назвали его «немецкий угол», но дальше случилась путаница и Deutsch трансформировался в Dutch angle. То есть «голландский угол». Он создает напряжение в кадре, особую динамику. У нас этот угол сделал важнейшим приемом великий Родченко, тут его фото – женщина на лестнице. Гарри Виногранд, классик американской уличной фотографии, вовсю пользовался голландским углом, вот фото с телефонной будкой. То есть обычную улицу и прохожих он вдруг превращал в событие. Ну а в кино это сплошь и рядом. Угол очень любил Хичкок, а как еще лучше «закошмарить» публику. Здесь же кадр из «Страха и ненависти в Лас-Вегасе». Как все помнят, у героев там особое состояние, так что оператор Терри Гиллиама вовсю «заваливал горизонт».