В последнее время только и говорят о том, как АвтоВАЗ пытается заполнить образовавшиеся автомобильные ниши. То за кроссоверы они взялись, то вот опять в расчет берут нишу компактных коммерческих автомобилей. Ещё в прошлом году они анонсируют линейку SKM на китайских агрегатах Shineray, пытаясь занять место между «Ларгусом» и «Соболем».
Все эти фургоны и минивэны, построенные на чужой базе, должны были стать ответом на отсутствие доступного и вместительного транспорта. Но, честно говоря, глядя на то, как «Ларгус» превратился из «народного» автомобиля в нечто неоправданно дорогое после переноса производства в Ижевск, я не верю, что новый SKM станет хитом. Он просто не сможет конкурировать с тем, что было раньше.
И тут мой взгляд невольно обращается в прошлое, к НАШЕМУ заводу — ГАЗу. У них, в отличие от ВАЗа, есть историческая хватка в коммерческом сегменте. «Газели» и «Соболи» — их стихия.
Но есть один забытый проект, который, на мой взгляд, был просто гениальным попаданием в «десятку» и который, если бы его запустили вовремя, решил бы все проблемы с «Ларгусами» и прочими новомодными «каблучками».
Я говорю о ГАЗ-2332 Cityvan, или, как я его про себя называю, «Волга»-каблучок.
Дело было уже два десятилетия назад, этот опытный образец появился ещё в далёком 2006 году. Он выглядел как прямой ответ европейскому VW Caddy. Современный, компактный, способный работать и как семейный минивэн, и как полноценный городской грузовичок.
В 2017 году, когда президент ГАЗа Вадим Сорокин давал интервью, он сам признал: «Если бы тогда ГАЗ выпустил Cityvan, это был бы выстрел в десятку, никаких Ларгусов бы не было». Тогда он сослался на то, что «Волга» и ее комплектующие больше не выпускаются и вкладывать деньги в этот сегмент нецелесообразно.
Да, прошлое — это прошлое. Но с момента создания концепта прошло почти два десятилетия, и ситуация на рынке сейчас гораздо более острая.
Вся сила «Ситивена» заключалась в его философии — это была надежная, проверенная российская техническая начинка, облачённая в практичный европейский мундир. За основу были взяты узлы и агрегаты той самой, всеми любимой и, главное, ремонтопригодной «Волги». Это задний привод, проверенная временем передняя независимая пружинная подвеска, рулевое управление с гидроусилителем, дисковые тормоза спереди. Да, чтобы унифицировать производство, ГАЗ просто взял то, что имеется: 5-ступенчатую механическую коробку передач от «Газели», сиденья от неё же и задние рессоры от «Соболя». Но на мой взгляд - это правильный подход.
Это был идеальный симбиоз. Мы получили машину, которая по сути своей является мини-«Газелью» для города, но построена на базе легкового автомобиля. Она могла взять на борт до 800 кг груза, а в грузовом отсеке объёмом 3,8 кубометра легко помещались два европоддона. Для армии частников, предпринимателей, фермеров, для которых «Соболь» или «Баргузин» — это перебор, а «Ларгус» неоправданно дорогой и не такой вместительный, это было бы настоящим спасением.
А что мы имеем сейчас? «Ларгус» ушёл на ижевскую площадку, цены взлетели, и он перестал быть «народным». Рынок компактных городских фургонов для малого бизнеса оказался практически пустым, если не считать откровенно слабых конкурентов.
И тут я смотрю на запылённый чертёж ГАЗ-2332 и думаю: почему бы не вернуться к этой идее, но уже с новыми компонентами?
Не нужно изобретать велосипед. Возьмите ту же техническую базу, которая сейчас используется в «Соболях» или даже в «Газель Бизнес» (которая, кстати, намного надёжнее многих современных «иномарок»), и сделайте для неё современный, цельнометаллический, аскетичный кузов. Да, он не будет изобиловать электронными помощниками и светодиодными фарами с камерами 360 и мониторами в каждом неудобном месте, зато он будет практичным.
Такая «Волга»-каблучок на современной, но простой и проверенной механике стала бы прямым конкурентом тому самому «Ларгусу», но с гораздо большей грузоподъемностью и, что самое главное, с репутацией ГАЗа в области коммерческого транспорта.
Само собой, в интернете и на бумаге всё звучит красиво. На деле реализация таких проектов, как Cityvan, требует титанических усилий, многолетней сертификации и, конечно, огромных денег. Но факт есть факт: немного здоровой конкуренции не помешало бы АвтоВАЗу, чтобы он перестал продавать нам свои «современные» модели по ценам, которые даже близко не соответствуют уровню оснащения.
Любой новый, по-настоящему отечественный автомобиль, созданный на собственной, пусть и старой, но унифицированной платформе, — это не просто успех для конкретного производителя. Это развитие всей инженерной школы, это новые рабочие места, это стимул для смежных отраслей.
И вот тут-то и кроется главный камень преткновения: куда уходят наши деньги? Вместо того чтобы спонсировать реальные, перспективные проекты вроде этого «каблучка» от ГАЗа, мы видим, как миллиарды уходят на поддержку очередной легковушки с переклеенной табличкой или на бесконечные переносы запуска «одинаковых» «Лад». Финансирование идёт явно не туда.
И рады этому явно не покупатели, а лишь определенный круг лиц.
Cityvan мог бы стать безальтернативным решением для малого бизнеса, надёжным и понятным. Вместо этого ВАЗ получил не только безлимитную поддержку, но и карт-бланш на бесконтрольное завышение цен. Если бы ГАЗ сейчас возродил эту идею, установив современный кузов на агрегаты «Соболя», он бы просто «захватил» весь сегмент компактных LCV, не оставив «Ларгусу» и китайским копиям ни единого шанса. Это был бы настоящий выстрел в яблочко, основанный на здравом смысле, а не на бюджетных вливаниях.
Согласны?
Обязательно ставьте лайк и подписывайтесь, чтобы поддержать канал!Спасибо вам, тем, кто читает!
А ещё заходите в ТГ-канал "Гаражбатя", буду рад всем.
Благодарю за прочтение, всем добра!