Правда. Так часто бывает. В группе любого возраста.
Первое время, когда только начинала работать в саду, меня саму это очень удивляло. Подойдёт, бывало родитель, чаще мамы мальчиков, и спросит: "Как сегодня мой себя вёл? Наверное, баловался?" Рассказываю, что не без этого, но игрушки убирать помогал, одевался сам, с ребятами играл дружно, на занятиях старался, работал. В ответ уже удивляется родитель: "Ну как так? Дома игрушки, наоборот, только разбрасывает, сам одеваться не хочет, да ещё и старшего брата обижает" (ну или что-то подобное).
Почему же так происходит?
В детском саду
- Предсказуемость распорядка дня. Дети быстро привыкают к распорядку, знают, что им надо делать без напоминаний со стороны воспитателя.
Когда ребёнок регулярно ходит в сад, он встаёт в одно и то же время, ест, играет, спит, гуляет в определённые часы. Он знает, что следует за чем, и это придаёт ему спокойствия и уверенности. Малыш успевает и проголодаться к обеду, и устать, чтобы уснуть. Когда ребёнок остаётся по каким-либо причинам дома, чаще всего распорядок дня становится размытым: поздний подъем, растянутые по времени приёмы пищи, появляется избирательность в еде, капризы, часто страдает дневной сон, потому что нет определённости, малыш не знает, что будет делать после еды: гулять, играть, спать? Для маленьких детей очень важна чёткость и предсказуемость. Более подробно о важности соблюдения режима дня писала здесь👇
- Чёткие правила. Воспитатели вводят правила поведения и объясняют, почему следует поступать так, а не иначе и постоянно о них напоминают. Например, если поссорились — важно помириться, а когда поиграли — нужно убрать всё на свои места.
Дома родители не всегда бывают последовательны. Например, сначала не разрешают смотреть мультфильм из-за плохого поведения, а потом вдруг разрешают. Или сегодня не помогают ребёнку одеваться, а завтра одевают его сами. Ребёнок не понимает, как же нужно себя вести в той или иной ситуации.
- Позитивное подкрепление. Важно отмечать положительное поведение, например, когда ребёнок убирает за собой игрушку на полку.
Родители иногда забывают хвалить детей или не считают это столь важным. А для малышей похвала - мощнейший стимул. О важности похвалы писала здесь 👇
Дома
- Другие установки. Например, ребёнок может знать, что мама всегда поможет (или вообще сама сделает всё за ребёнка), и привыкнуть к этому, а в саду детей приучают к самостоятельности, воспитатель пользуется авторитетом у ребят, и правила в саду другие.
Например, некоторые дети, которые в саду одеваются сами, иногда могут по привычке подставлять ручки/ножки для одевания. Спрашиваю: "Матюш, ты чего?" А в ответ слышу: "Ой, забыв" (или "Я задумайся"). Или иногда наблюдаю в раздевалке, как дети так же делают при родителях. Говорю: " Машуля, ты же сама можешь снимать сандалики, носочки и юбочку". А родители удивляются, потому что не знают об этом и считают ребёнка беспомощным. Правда, со временем многие наши детки начинают сопротивляться помощи и разрешают её только в крайних случаях. А так сами пыхтят, стараются, а мы их всячески хвалим.
- Перенапряжение. Дети целый день держат себя в руках, и только к вечеру, оказавшись дома, могут проявить свои истинные эмоции.
Постоянно приходится объяснять родителям, что детский сад для ребёнка - это та же работа, что и для взрослых. Ведь некоторые ребята находятся в саду по 10-11 часов, больше, чем многие родители на своей работе! Малышам ежедневно приходится усваивать столько новой информации, столькому учиться! Это только кажется, что снять футболку или обуть сандалики очень легко. А сколько на самом деле стоит за этими процессами мыслительных операций! Это у взрослых многие действия переведены в разряд автоматизма, поэтому кажется, что всё легко. Чтобы понять всю сложность, напоминаю родителям, как они учились, например, впервые водить машину. Тогда им становится несколько понятнее.
- Недостаток внимания родителей. Иногда дети ведут себя дома вызывающе, потому что не знают, как иначе привлечь внимание родителей.
В силу занятости и усталости у родителей не всегда есть силы и желание побыть с детьми, поиграть. А малышам внимание родителей крайне необходимо. Вот и стараются они как могут.
Родителям важно понять, что не стоит принимать поведение ребёнка на свой счёт — он делает это не намеренно, а на основании чувства безопасности, что все проделки «сойдут ему с рук». Напротив, вне дома дети понимают, что плохое поведение долго терпеть никто не будет. Как мы шутим с коллегами: "Власть в саду меняется, когда приходят родители")))