В основе "Гарри Поттера" лежат темы любви, магии и дружбы, но её главный стержень - победа света над тьмой. И хотя франшиза полна неоднозначных антигероев, в ней есть и очевидные злодеи, создающие мощный контраст с такими персонажами, как Гарри, Гермиона и Рон, которые непоколебимо стоят на стороне добра.
Обычно, когда речь заходит о жестокости, все вспоминают Волдеморта, Долорес Амбридж или Беллатрису Лестрейндж. Однако в тени незаслуженно остаётся персонаж, который по уровню подлости, возможно, превосходит их всех - Златопуст Локонс.
Локонс эффектно появился в "Тайной комнате", заняв проклятую должность профессора Защиты от Тёмных Искусств после гибели Квиррелла. Внешне он казался безобидным, пусть и чрезмерно самовлюблённым павлином. Но за глянцевой обёрткой скрывался зловещий человек. Ради славы и восхищения толпы Локонс был готов пойти на всё, и именно действия на протяжении многих лет делают его одним из самых опасных антагонистов серии.
Как Локонс сделал себе имя
С ранних лет мать превозносила Златопуста, поскольку он был единственным ребёнком с магическими способностями. Мальчик рос с раздутым чувством собственной важности, не имея при этом реальных выдающихся навыков - поведение, которое позже ярко проявилось и в Хогвартсе. Локонс обожал устраивать шумиху, мечтая, чтобы его имя не сходило с первых полос газет, но чаще всего его попытки вызывали лишь раздражение однокурсников и наказания от профессоров.
Покинув школу в 1982 году, Локонс отправился путешествовать по экзотическим странам. Вернувшись, он начал рассказывать захватывающие байки о своих подвигах, превращая их в мемуары. Он красочно расписывал победы над оборотнями, банши и вампирами. Но за театральным блеском крылась мрачная тайна: как волшебник он был, мягко говоря, посредственностью.
Из-под его пера вышло 12 книг, включая такие бестселлеры, как "Встречи с вампирами", "Духи на дорогах", "Тропою троллей", "Йоркширские йети" и "Победа над привидением". Названия говорят сами за себя - Локонс умел продавать свой бренд.
Приключения в этих книгах действительно вызывают восхищение, но, как позже выяснилось, Локонс попросту крал эти истории у волшебников куда храбрее себя. Единственная магия, которой он овладел в совершенстве, - это сложные заклинания забвения. Он находил героев, выведывал мельчайшие детали их подвигов, а затем стирал им память. На чужой отваге, пустых историях и бесконечном тщеславии он построил свою империю.
Его обожали домохозяйки вроде Молли Уизли, но и юные умы, такие как Гермиона и Джинни, попадали под его чары - врал он убедительно. Даже заклинания, о которых он говорил (вроде "Пескипикси Пестерноми" или "Трансмогрифианской пытки"), были полной выдумкой. Фанаты, ослеплённые его улыбкой, просто не замечали подлога, восхищаясь достижениями, которые ему не принадлежали.
За масками была лишь пустота
Именно в Хогвартсе идеальный фасад Локонса начал трещать по швам. Стало очевидно, что профессор - а точнее, его образ - лишь раздутый мыльный пузырь, особенно когда он не смог выполнить простейшие заклинания перед студентами. Дуэльный клуб со Северусом Снейпом стал наглядным примером его некомпетентности, но Локонс продолжал паясничать.
Профессор Защиты от Тёмных Искусств вел себя так, будто способен победить чудовище из Тайной комнаты, но когда его попросили сопровождать Гарри и Рона, его трусость проявилась во всей красе.
К тому моменту Гарри и Рон уже поняли, что Локонс - вовсе не тот великий маг, каким хочет казаться. Но истинная глубина его морального падения открылась, когда они всё же заставили его спуститься в подземелье. Локонсу было абсолютно плевать, что рядом с ним находятся дети.
Более того, монстр похитил ученицу, Джинни Уизли, но у "героя" не нашлось ни капли эмпатии к её страданиям. В самый критический момент, когда нужно было доказать свою добродетель, Локонс продемонстрировал настоящего себя: он не просто заблуждающийся дурак, он - мерзавец.
Вместо спасения детей, попавших в смертельную опасность, Златопуст думал лишь о том, как использовать ситуацию для своей славы. Он уже сочинил трагическую историю: якобы он сразил чудовище, но, увы, не успел спасти Джинни. А для Гарри и Рона у него тоже был готов план.
Локонс собирался применить своё фирменное заклинание забвения на мальчиках. Он планировал рассказать Дамблдору и учителям, что дети сошли с ума от душевной травмы при виде истерзанного тела сестры. Для него это было лишь очередной возможностью заработать больше денег и славы; он даже не помышлял о том, чтобы поступить правильно.
Был ли Локонс главным социопатом Волшебного мира?
Именно это делает Локонса едва ли не самым аморальным волшебником во вселенной "Гарри Поттера". Другие, вроде Волдеморта или Беллатрисы, хотя бы не притворялись добряками. У них была своя искажённая картина мира, они не скрывали своего фанатизма. Это были жестокие и мстительные личности, но их зло было открытым, что позволяло относиться к ним с осторожностью. Локонс же надевал маску героя, хотя его намерения были противоположными.
Годами он втирался в доверие к множеству достойных волшебников, притворяясь родственной душой, но для этих "друзей" у него всегда был уготован трагический финал. Любые отношения он выстраивал исключительно ради собственного успеха. Рядом со Златопустом Локонсом никто не был в безопасности. Мужчина, женщина или ребёнок - любой мог стать жертвой его специфической жестокости, и это, мягко говоря, пугает.
Заклинания забвения непредсказуемы. Сильное заклятие может выжечь личность человека целиком, стирая память за всю жизнь, а слабое - удалить лишь фрагменты. По своей разрушительной силе это сравнимо с Непростительными заклятиями. Учитывая посредственные способности Локонса как мага, исход его колдовства всегда был лотереей.
Чаще всего он был настолько одержим идеей украсть историю, что его совершенно не волновало, как это повлияет на человека. Это мышление настоящего социопата: полное отсутствие эмпатии. Разрушить чужой рассудок и жизнь? Для него это ничего не значило, и он жил по такому сценарию годами.
Стремление к обожанию без малейшего желания трудиться ради него пугает сильнее, чем открытая злоба Пожирателей. Этот волшебник заботился только о себе, но виртуозно проецировал несуществующую добродетель, заставляя людей открываться ему. Обманывать взрослых - это одно, но хладнокровная готовность уничтожить жизни детей опускает его на то самое дно, где в этой серии обитают самые отъявленные злодеи.