Найти в Дзене

Секрет «ломаной» рамы и деревянная кабина: как «Захар» стал отцом для УАЗа и легендой фронта

Если спросить любого мальчишку про машины Великой Отечественной, он сразу назовет «Полуторку» (ГАЗ-АА) или «Катюшу». А вот про ЗИС-5 часто забывают, хотя именно этот трехтонный трудяга вывез на себе львиную долю военной тяжести. Шоферы звали его уважительно – «Захар Иваныч». Машина была настолько уникальной, что даже её недостатки на фронте превращались в достоинства. А главное – именно благодаря «Захару» у нас сегодня вообще существуют заводы УАЗ и «Урал». Как это вышло? Сейчас расскажу. Американский дедушка и русский характер Давайте честно: своего автопрома у молодой Страны Советов не было. Пришлось подсмотреть у запада. Предком нашего ЗИС-5 стал американский грузовик Autocar Dispatch SA. Но «Захар» не был тупой копией. Американца разобрали, ужаснулись его сложности и... переделали. Наши инженеры упростили всё, что могли, чтобы машину можно было починить «в полевых условиях». К 1933 году ЗИС-5 встал на конвейер. Мощный, неприхотливый, он тащил на себе 3 тонны (а часто и больше – пе
Оглавление

Если спросить любого мальчишку про машины Великой Отечественной, он сразу назовет «Полуторку» (ГАЗ-АА) или «Катюшу». А вот про ЗИС-5 часто забывают, хотя именно этот трехтонный трудяга вывез на себе львиную долю военной тяжести. Шоферы звали его уважительно – «Захар Иваныч».

Машина была настолько уникальной, что даже её недостатки на фронте превращались в достоинства. А главное – именно благодаря «Захару» у нас сегодня вообще существуют заводы УАЗ и «Урал». Как это вышло? Сейчас расскажу.

Американский дедушка и русский характер

Давайте честно: своего автопрома у молодой Страны Советов не было. Пришлось подсмотреть у запада. Предком нашего ЗИС-5 стал американский грузовик Autocar Dispatch SA. Но «Захар» не был тупой копией.

Американца разобрали, ужаснулись его сложности и... переделали. Наши инженеры упростили всё, что могли, чтобы машину можно было починить «в полевых условиях». К 1933 году ЗИС-5 встал на конвейер. Мощный, неприхотливый, он тащил на себе 3 тонны (а часто и больше – перегруз он прощал с легкостью).

Autocar Dispatch SA
Autocar Dispatch SA

«В» значит «выжить»

Началась война. Большая часть автопарка сгинула в котлах 41-го. Нужно было срочно восполнять потери, но металла не хватало. Так появился ЗИС-5В (военный).

Если вы увидите на фото ЗИС с одной левой фарой и угловатыми крыльями, будто согнутыми из кровельного железа – это он.
В погоне за дешевизной конструкторы пошли на крайние меры:

  • Кабина стала полностью деревянной (металл нужен самолетам).
  • Сняли тормоза с передних колес (тормозим только задними!).
  • Убрали правую фару.
  • Отказались от дверей (позже вернули деревянные, обшитые вагонкой).

Машина «похудела» на 124 кг, стала выглядеть страшнее, но надежность мотора осталась прежней. Это и спасло армию.

Советские солдаты в кузове грузовика ЗиС-5В
Источник: uralaz.ru
Советские солдаты в кузове грузовика ЗиС-5В Источник: uralaz.ru

Секретная «суперспособность» Захара

У ЗИС-5 была одна особенность, которую современные инженеры посчитали бы браком. У него была «мягкая» рама. Она не была жестко сварена, а держалась на заклепках.

На диком бездорожье, когда колеса обычного грузовика вывешивались в воздух и машина буксовала, рама «Захара»... скручивалась винтом! Машина буквально «облизывала» рельеф, колеса не теряли зацеп с грунтом. Проходимость у заднеприводного ЗИСа была почти вездеходной – именно благодаря этой «хлипкости».

Так выглядела сборка ЗиС-5В на конвейере в военное время
Источник: waralbum.ru
Так выглядела сборка ЗиС-5В на конвейере в военное время Источник: waralbum.ru

Как грузовик стал «отцом» для УАЗа и Урала

Это самый интересный поворот в истории. Когда немцы рвались к Москве, завод ЗИС пришлось срочно эвакуировать. Оборудование и людей рассовали по поездам и отправили в тыл – на Волгу и на Урал.

  1. В Ульяновске (на Волге) высадился сборочный цех. Уже к маю 1942 года там начали собирать ЗИС-5В. Так появился УльЗИС. После войны сборку «трехтонок» свернули и поручили заводу делать свои внедорожники. Так родился знакомый нам УАЗ.
  2. В Миассе (на Урале) сначала делали только моторы и коробки. Но к 1944 году поняли – возить готовые машины из Москвы дорого. И запустили полный цикл. Завод назвали УралЗИС. Именно отсюда берет начало история могучих грузовиков «Урал».

Пока американские «Студебекеры» возили «Катюши» (потому что требовали хорошего топлива и дорог), наши «Захары», чадя низкооктановым бензином, месили грязь на передовой, таская пушки, снаряды и полевые кухни.

«Доехали до Берлина»! Грузовик ЗиС-5В (в центре) на улице немецкой столицы, май 1945 года
Источник: waralbum.ru
«Доехали до Берлина»! Грузовик ЗиС-5В (в центре) на улице немецкой столицы, май 1945 года Источник: waralbum.ru

Что в итоге?

«Захар Иваныч» оставался в строю до конца 50-х годов. На Урале его выпускали аж до 1955 года, а глубоко модернизированную версию (УралЗИС-355М) – до 1958-го.
Запретили его эксплуатацию только в 60-х – ГАИ посчитало, что механические тормоза без гидравлики стали слишком опасны для современных скоростей.

Легендарная машина ушла на пенсию, оставив после себя два гигантских завода и память о том, как простой деревянный грузовик помог выиграть самую страшную войну.

А вам доводилось видеть живой ЗИС-5 на парадах или в музеях? Кажется, что в нем харизмы больше, чем в любой современной иномарке. Пишите в комментариях, обсудим!