Найти в Дзене

Новые рыболовецкие суда РФ уже на промысле

Когда ко мне в руки попадают материалы по поводу строительства нового флота РФ, то по телу порой пробегает мелкая дрожь и кожа покрывается гусиными пупырышками.
...Меня поражает, с какой лёгкостью и гордостью коллеги, журналисты, рассказывают о строительстве вспомогательного флота, такого как:
-  "катера и яхты" для водной милиции и судоходной инспекции.
-  Комфортабельные, прогулочные шхуны для водного начальства, которые скрывают, как "научно исследовательские",
-  ...и даже строительство очередного ледокола, который так же является вспомогательным судном и вряд ли когда либо окупится, вызывает оторопь. Ведь пресса заставляет нас гордиться тем, что никто кроме нас ни строит такие гиганты. А ведь по большому-то счёту, они кроме РФ никому не нужны, так как вся торговля идёт в тёплых морях и всему миру глубоко чихать на все наши потуги в строительстве ледоколов. Многие даже не знают что мы их строим. Совсем другое дело, когда корабелы начинают хвастаться строительством промыслового фл
Оглавление

Когда ко мне в руки попадают материалы по поводу строительства нового флота РФ, то по телу порой пробегает мелкая дрожь и кожа покрывается гусиными пупырышками.
...Меня поражает, с какой лёгкостью и гордостью коллеги, журналисты, рассказывают о строительстве вспомогательного флота, такого как:
-  "катера и яхты" для водной милиции и судоходной инспекции.
-  Комфортабельные, прогулочные шхуны для водного начальства, которые скрывают, как "научно исследовательские",
-  ...и даже строительство очередного ледокола, который так же является вспомогательным судном и вряд ли когда либо окупится, вызывает оторопь. Ведь пресса заставляет нас гордиться тем, что никто кроме нас ни строит такие гиганты.

А ведь по большому-то счёту, они кроме РФ никому не нужны, так как вся торговля идёт в тёплых морях и всему миру глубоко чихать на все наши потуги в строительстве ледоколов. Многие даже не знают что мы их строим.

Совсем другое дело, когда корабелы начинают хвастаться строительством промыслового флота

Но и тут исподволь закрадывается сомнение:
 - Для кого они строят? Кому принадлежит та или иная частная рыболовецкая компания и в каких оффшорах она зарегистрирована? Почему в итоге лучшие сорта рыбы "уплывают" за границу, а в РФ растут цены на второсортицу и остаётся, как говорится:

- "На тебе Боже, что нам негоже"!

-2

48 рыбопромысловых судов уже построено в стране в рамках программы инвестквот

Четырьмя новыми супертраулерами пополнился флот Русской рыбопромышленной компании (РРПК).
О том, как они проявили себя на промысле и как идет процесс строительства оставшихся БМРТ? Как показали себя в работе супертраулеры-процессоры проекта СТ-192?

По своим мореходным качествам и условиям жизни для моряков это одни из лучших рыбодобывающих судов в мире. Траловый комплекс и рыбопоисковое оборудование обеспечивают эффективную добычу водных биологических ресурсов. Оснащение фабрики позволяет производить 100%-ную обработку улова с выпуском продукции глубокой переработки и высокой добавленной стоимостью, пользующуюся спросом покупателей во всем мире.

Да,да, это не опечатка, а именно во всём мире. В то время, как пенсионеры РФ уже не в состоянии купить себе селёдку или минтай, не говоря уже о хороших сортах рыбы на которые цены заоблачные.

Несмотря на замену европейских поставщиков на компании из России и дружественных стран, РРПК удалось сохранить ключевые инновации проекта, обеспечивающее высокие экологические характеристики (низкий углеродный след) и безопасность эксплуатации.

До запуска судна в эксплуатацию обычно проделывается огромная организационно-подготовительная работа:
-  Разрабатываются графики поэтапного ввода оборудования в эксплуатацию, обучаются и тренируются на оборудовании экипажи, отлаживается взаимодействие между подразделениями.

Процесс наладки рыбофабрики в море с выходом на проектные показатели занимает не более одного месяца. В настоящий момент все суда-новострои обеспечивают проектные показатели производительности и качества готовой продукции.

Характеристики БМРТ проекта СТ-192
«Капитан Вдовиченко»

Длина, м 108,2
Ширина, м 21
Дедвейт, т 6368
Водоизмещение, т 13 528
Вместимость грузовых трюмов, м3 5620
Скорость полного хода, узлов 16
Автономность, 45 суток 45
Экипаж судна до, чел. до 155
Мощность главного двигателя, кВт 8120
Общая вместимость топливных танков, т 1762

Процесс улучшения производства идет непрерывно. Узлы и агрегаты модернизируются для снижения потерь, повышения качества продукции и производительности оборудования. Улучшения, доказавшие свою эффективность на промысле, внедряются при постройке на следующие суда серии.

-3

Траулеры спроектированы таким образом, чтобы перерабатывать весь улов полностью, без остатка. Мы постоянно берем обратную связь от наших клиентов и работаем над внедрением технологий получения новых продуктов. Например, мы установили линии по сбору кожи и желудков минтая.

Технологическая группа судна ведет постоянный мониторинг улова. Решение о схеме и способе обработки принимается в зависимости от размерного ряда, массы, температуры, времени и района промысла сырца.

-4

Почти все компоненты рыбоперерабатывающей фабрики уже локализованы и производятся в России, в Санкт-Петербурге. Мы продолжаем активно мониторить рынок, следим за появлением новых образцов оборудования в целях дальнейшего повышения уровня локализации наших судов.

-5

– Экипажи судов довольны условиями проживания и условиями труда. Каждая каюта оборудована комфортной мебелью, санузлом, мультимедийной развлекательной системой. Площади кают и общественных помещений больше, чем на судах старого флота. Тренажерный зал и сауна находятся в свободном доступе для моряков, и те из них, кто имеет желание заниматься спортом, находят время для таких занятий.

Вся логистика организована с помощью судов вспомогательного флота — транспортных рефрижераторов, которые вывозят готовую рыбопродукцию из районов промысла и подвозят снабжение, и танкеров, которые доставляют топливо.

Смена экипажей, как правило, проводится дважды в год: один раз в период межрейсового технического обслуживания (МРТО), для второй смены экипажа судно специально уходит с промысла в один из дальневосточных портов.

По вопросам актуального состояния биоресурса и его прогноза, наша компания всегда находится в контакте с ВНИРО. Рисков, связанных с истощением биоресурса в связи с вводом в эксплуатацию новых судов, нет, поскольку эти вопросы очень четко регламентируются правилами рыболовства, установленным ОДУ и промысловыми прогнозами. Кроме этого, следует учитывать, что новые суда приходят на замену старым, постепенно выбывающим из состава рыбодобывающего флота.

-6

Профессия рыбака — одна из самых традиционных профессий с большой историей

Из поколения в поколение передаются лучшие традиции рыболовства, формируя династии и ценности. Сегодня эта профессия выходит на новый уровень — безопасные автоматизированные рабочие места, инновационные технологии, применяемые при вылове и переработке рыбы, стабильные высокие заработки.

РРПК уделяет особое внимание популяризации профессии, так как ценит непростой труд в море. Для этого компания инвестирует в новый флот, создает условия для привлечения и закрепления лучших кадров, ведет системное взаимодействие с профильными учебными заведениями:
- МГУ им. Невельского,
- Дальрыбвтузом,
- Владивостокским морским рыбопромышленным колледжем,
- Дальневосточным мореходным училищем,
- филиалом Дальрыбвтуза в г. Находка,
- Калининградским государственным техническим университетом,
- Калининградским рыбопромышленным колледжем,
- Балтийской государственной академией рыбопромыслового флота,
- Санкт-Петербургским морским рыбопромышленным колледжем,
- ГУМРФ им. адм. С. О. Макарова.

Также в 2026 году мы планируем запустить стипендиальную программу в Архангельском морском рыбопромысловом колледже. В РРПК трудятся талантливые сотрудники, которые окончили это образовательное учреждение, и мы уверены в высоких стандартах и качестве образования.

Престиж работы в нашей отрасли формируется годами: быть оторванным от берега и дома на полгода, работать в море, сложно как психологически, так и физически. Современное оборудование, комфортные условия проживания — это то, что помогает легче перенести сложности, но не является определяющим при выборе профессии.

Вышедший из Санкт-Петербурга большой морозильный рыболовный траулер ледового класса Аrc3 «Капитан Вдовиченко» впервые прошел по Севморпути.

-7

В дальний рейс траулер ушел 22 сентября. Весь маршрут по транспортному коридору Северного морского пути «Капитан Вдовиченко» преодолел самостоятельно благодаря повышенному ледовому классу. Работа экипажа была слаженной, а судно продемонстрировало высокие технические характеристики.

– Для «Адмиралтейских верфей» проект СТ-192 по многим параметрам является инновационным. Новые супертраулеры имеют значительно увеличенные производственные мощности, отличаются максимальной безопасностью, высокой экологичностью и комфортными условиями труда и отдыха экипажей.
Опыт строительства рыбопромыслового флота у предприятия значительный,
в нашем активе — 34 построенных судна, среди которых плавучие рыбоконсервные заводы и рыбоперерабатывающие базы.

Резка металла для строительства траулера проекта СТ-192 / Фото: «Адмиралтейские верфи», ОАО
Резка металла для строительства траулера проекта СТ-192 / Фото: «Адмиралтейские верфи», ОАО

О высоком техническом уровне рыбоперерабатывающего комплекса больших морозильных рыбопромысловых траулеров говорит тот факт, что, несмотря на сравнительно небольшие габариты, по производительности он превосходит самую крупную рыбоперерабатывающую базу страны — «Восток», которая была построена на Ленинградском адмиралтейском объединении (ЛАО) в 1971 году. Серия БМРТ — очередной высокотехнологичный заказ для верфей, а также возвращение к серийному строительству рыбопромысловых судов.

В настоящее время в строительстве у предприятия находятся четыре супертраулера. Два из них находятся на достроечной набережной в завершающей стадии строительства.

В конце марта начал проходить швартовные испытания «Капитан Юнак» — пятый БМРТ серии.
Летом произведен запуск главного двигателя, уже полностью смонтировано и обвязано системами оборудование машинного отделения, установлено якорно-швартовное и большая часть палубного оборудования, продолжаются работы по монтажу систем в помещениях рыбомучной установки, рыбоперерабатывающей фабрики и рефрижераторной установки.

-9

В конце мая начались швартовные испытания на шестом траулере «Механик Щербаков».
В сентябре запущен главный двигатель. После завершения швартовных испытаний, траулеры ждут заводские ходовые испытания, а затем — передача заказчику.