Когда ко мне в руки попадают материалы по поводу строительства нового флота РФ, то по телу порой пробегает мелкая дрожь и кожа покрывается гусиными пупырышками.
...Меня поражает, с какой лёгкостью и гордостью коллеги, журналисты, рассказывают о строительстве вспомогательного флота, такого как:
- "катера и яхты" для водной милиции и судоходной инспекции.
- Комфортабельные, прогулочные шхуны для водного начальства, которые скрывают, как "научно исследовательские",
- ...и даже строительство очередного ледокола, который так же является вспомогательным судном и вряд ли когда либо окупится, вызывает оторопь. Ведь пресса заставляет нас гордиться тем, что никто кроме нас ни строит такие гиганты.
А ведь по большому-то счёту, они кроме РФ никому не нужны, так как вся торговля идёт в тёплых морях и всему миру глубоко чихать на все наши потуги в строительстве ледоколов. Многие даже не знают что мы их строим.
Совсем другое дело, когда корабелы начинают хвастаться строительством промыслового флота
Но и тут исподволь закрадывается сомнение:
- Для кого они строят? Кому принадлежит та или иная частная рыболовецкая компания и в каких оффшорах она зарегистрирована? Почему в итоге лучшие сорта рыбы "уплывают" за границу, а в РФ растут цены на второсортицу и остаётся, как говорится:
- "На тебе Боже, что нам негоже"!
48 рыбопромысловых судов уже построено в стране в рамках программы инвестквот
Четырьмя новыми супертраулерами пополнился флот Русской рыбопромышленной компании (РРПК).
О том, как они проявили себя на промысле и как идет процесс строительства оставшихся БМРТ? Как показали себя в работе супертраулеры-процессоры проекта СТ-192?
По своим мореходным качествам и условиям жизни для моряков это одни из лучших рыбодобывающих судов в мире. Траловый комплекс и рыбопоисковое оборудование обеспечивают эффективную добычу водных биологических ресурсов. Оснащение фабрики позволяет производить 100%-ную обработку улова с выпуском продукции глубокой переработки и высокой добавленной стоимостью, пользующуюся спросом покупателей во всем мире.
Да,да, это не опечатка, а именно во всём мире. В то время, как пенсионеры РФ уже не в состоянии купить себе селёдку или минтай, не говоря уже о хороших сортах рыбы на которые цены заоблачные.
Несмотря на замену европейских поставщиков на компании из России и дружественных стран, РРПК удалось сохранить ключевые инновации проекта, обеспечивающее высокие экологические характеристики (низкий углеродный след) и безопасность эксплуатации.
До запуска судна в эксплуатацию обычно проделывается огромная организационно-подготовительная работа:
- Разрабатываются графики поэтапного ввода оборудования в эксплуатацию, обучаются и тренируются на оборудовании экипажи, отлаживается взаимодействие между подразделениями.
Процесс наладки рыбофабрики в море с выходом на проектные показатели занимает не более одного месяца. В настоящий момент все суда-новострои обеспечивают проектные показатели производительности и качества готовой продукции.
Характеристики БМРТ проекта СТ-192
«Капитан Вдовиченко»
Длина, м 108,2
Ширина, м 21
Дедвейт, т 6368
Водоизмещение, т 13 528
Вместимость грузовых трюмов, м3 5620
Скорость полного хода, узлов 16
Автономность, 45 суток 45
Экипаж судна до, чел. до 155
Мощность главного двигателя, кВт 8120
Общая вместимость топливных танков, т 1762
Процесс улучшения производства идет непрерывно. Узлы и агрегаты модернизируются для снижения потерь, повышения качества продукции и производительности оборудования. Улучшения, доказавшие свою эффективность на промысле, внедряются при постройке на следующие суда серии.
Траулеры спроектированы таким образом, чтобы перерабатывать весь улов полностью, без остатка. Мы постоянно берем обратную связь от наших клиентов и работаем над внедрением технологий получения новых продуктов. Например, мы установили линии по сбору кожи и желудков минтая.
Технологическая группа судна ведет постоянный мониторинг улова. Решение о схеме и способе обработки принимается в зависимости от размерного ряда, массы, температуры, времени и района промысла сырца.
Почти все компоненты рыбоперерабатывающей фабрики уже локализованы и производятся в России, в Санкт-Петербурге. Мы продолжаем активно мониторить рынок, следим за появлением новых образцов оборудования в целях дальнейшего повышения уровня локализации наших судов.
– Экипажи судов довольны условиями проживания и условиями труда. Каждая каюта оборудована комфортной мебелью, санузлом, мультимедийной развлекательной системой. Площади кают и общественных помещений больше, чем на судах старого флота. Тренажерный зал и сауна находятся в свободном доступе для моряков, и те из них, кто имеет желание заниматься спортом, находят время для таких занятий.
Вся логистика организована с помощью судов вспомогательного флота — транспортных рефрижераторов, которые вывозят готовую рыбопродукцию из районов промысла и подвозят снабжение, и танкеров, которые доставляют топливо.
Смена экипажей, как правило, проводится дважды в год: один раз в период межрейсового технического обслуживания (МРТО), для второй смены экипажа судно специально уходит с промысла в один из дальневосточных портов.
По вопросам актуального состояния биоресурса и его прогноза, наша компания всегда находится в контакте с ВНИРО. Рисков, связанных с истощением биоресурса в связи с вводом в эксплуатацию новых судов, нет, поскольку эти вопросы очень четко регламентируются правилами рыболовства, установленным ОДУ и промысловыми прогнозами. Кроме этого, следует учитывать, что новые суда приходят на замену старым, постепенно выбывающим из состава рыбодобывающего флота.
Профессия рыбака — одна из самых традиционных профессий с большой историей
Из поколения в поколение передаются лучшие традиции рыболовства, формируя династии и ценности. Сегодня эта профессия выходит на новый уровень — безопасные автоматизированные рабочие места, инновационные технологии, применяемые при вылове и переработке рыбы, стабильные высокие заработки.
РРПК уделяет особое внимание популяризации профессии, так как ценит непростой труд в море. Для этого компания инвестирует в новый флот, создает условия для привлечения и закрепления лучших кадров, ведет системное взаимодействие с профильными учебными заведениями:
- МГУ им. Невельского,
- Дальрыбвтузом,
- Владивостокским морским рыбопромышленным колледжем,
- Дальневосточным мореходным училищем,
- филиалом Дальрыбвтуза в г. Находка,
- Калининградским государственным техническим университетом,
- Калининградским рыбопромышленным колледжем,
- Балтийской государственной академией рыбопромыслового флота,
- Санкт-Петербургским морским рыбопромышленным колледжем,
- ГУМРФ им. адм. С. О. Макарова.
Также в 2026 году мы планируем запустить стипендиальную программу в Архангельском морском рыбопромысловом колледже. В РРПК трудятся талантливые сотрудники, которые окончили это образовательное учреждение, и мы уверены в высоких стандартах и качестве образования.
Престиж работы в нашей отрасли формируется годами: быть оторванным от берега и дома на полгода, работать в море, сложно как психологически, так и физически. Современное оборудование, комфортные условия проживания — это то, что помогает легче перенести сложности, но не является определяющим при выборе профессии.
Вышедший из Санкт-Петербурга большой морозильный рыболовный траулер ледового класса Аrc3 «Капитан Вдовиченко» впервые прошел по Севморпути.
В дальний рейс траулер ушел 22 сентября. Весь маршрут по транспортному коридору Северного морского пути «Капитан Вдовиченко» преодолел самостоятельно благодаря повышенному ледовому классу. Работа экипажа была слаженной, а судно продемонстрировало высокие технические характеристики.
– Для «Адмиралтейских верфей» проект СТ-192 по многим параметрам является инновационным. Новые супертраулеры имеют значительно увеличенные производственные мощности, отличаются максимальной безопасностью, высокой экологичностью и комфортными условиями труда и отдыха экипажей.
Опыт строительства рыбопромыслового флота у предприятия значительный, в нашем активе — 34 построенных судна, среди которых плавучие рыбоконсервные заводы и рыбоперерабатывающие базы.
О высоком техническом уровне рыбоперерабатывающего комплекса больших морозильных рыбопромысловых траулеров говорит тот факт, что, несмотря на сравнительно небольшие габариты, по производительности он превосходит самую крупную рыбоперерабатывающую базу страны — «Восток», которая была построена на Ленинградском адмиралтейском объединении (ЛАО) в 1971 году. Серия БМРТ — очередной высокотехнологичный заказ для верфей, а также возвращение к серийному строительству рыбопромысловых судов.
В настоящее время в строительстве у предприятия находятся четыре супертраулера. Два из них находятся на достроечной набережной в завершающей стадии строительства.
В конце марта начал проходить швартовные испытания «Капитан Юнак» — пятый БМРТ серии.
Летом произведен запуск главного двигателя, уже полностью смонтировано и обвязано системами оборудование машинного отделения, установлено якорно-швартовное и большая часть палубного оборудования, продолжаются работы по монтажу систем в помещениях рыбомучной установки, рыбоперерабатывающей фабрики и рефрижераторной установки.
В конце мая начались швартовные испытания на шестом траулере «Механик Щербаков».
В сентябре запущен главный двигатель. После завершения швартовных испытаний, траулеры ждут заводские ходовые испытания, а затем — передача заказчику.