Найти в Дзене
Григорий И.

Гоголь в роли Простаковой

Н. Кукольник – Митрофанушка, Н. Гоголь – Простакова Григорий Иоффе Неделю назад я чистосердечно признался в очередном своем грехе: оригинал-макет книги «Вечера на филфаке близ Невы» готов и на днях будет передан в типографию. Вчера, 15 декабря, это день наступил, и книга ушла в печать. Новый год - новая книга! | Григорий И. | Дзен Постоянные читатели моей студии в Дзен и ВК хорошо знакомы с некоторыми фрагментами книги, которые я публиковал по ходу ее верстки и оформления дизайнером Алексеем Портновым. Сегодня – еще один фрагмент – из главы опубликованного в книге моего университетского диплома, которая называется «Театр и драматургия». Титульный лист диплома Уже в первые годы учебы в Нежине Гоголь становится одним из организаторов школьного театра, его режиссером, актером и автором. О драматургической работе Гоголя вспоминает, например, Т.Г. Пащенко: «Играли пьесы и готовые, сочиняли и сами лицеисты. Гоголь и Прокопович были главными авторами и исполнителями пьес». Театр был для Гог

Н. Кукольник – Митрофанушка, Н. Гоголь – Простакова

Григорий Иоффе

Неделю назад я чистосердечно признался в очередном своем грехе: оригинал-макет книги «Вечера на филфаке близ Невы» готов и на днях будет передан в типографию. Вчера, 15 декабря, это день наступил, и книга ушла в печать.

Новый год - новая книга! | Григорий И. | Дзен

Постоянные читатели моей студии в Дзен и ВК хорошо знакомы с некоторыми фрагментами книги, которые я публиковал по ходу ее верстки и оформления дизайнером Алексеем Портновым. Сегодня – еще один фрагмент – из главы опубликованного в книге моего университетского диплома, которая называется «Театр и драматургия».

-2

Титульный лист диплома

Уже в первые годы учебы в Нежине Гоголь становится одним из организаторов школьного театра, его режиссером, актером и автором. О драматургической работе Гоголя вспоминает, например, Т.Г. Пащенко: «Играли пьесы и готовые, сочиняли и сами лицеисты. Гоголь и Прокопович были главными авторами и исполнителями пьес».

Театр был для Гоголя не просто забавой – но частью жизни, чем-то необходимым для приложения накапливавшихся в нем творческих сил. Это тем более очевидно, что мы знаем немало свидетельств, указывающих на природный актерский талант Гоголя.

О том, например, с каким мастерством, чувством, читал он свои произведения уже в зрелом возрасте, рассказывают многие мемуаристы. О его умении играть, перевоплощаться, неоднократно упоминают в своих воспоминаниях и товарищи Гоголя по гимназии.

Причем, играл он не только на сцене, а подчас и в жизни. О притворном бешенстве его, продолжавшемся в течение двух месяцев, рассказывают, например, Кукольник и Пащенко.

Пащенко рассказывает и о другом интересном случае, когда Гоголю удалось убедить гимназиста М.А. Риттера, известного, правда, своей доверчивостью, что у того якобы «бычачьи глаза».

Увлечение театром расширяло кругозор гимназистов. В поисках пьес, в которых можно было наиболее полно выразить себя, они выходили за границы своих знаний, за рамки школьной программы. Исполнение этих пьес заставляло ломать голову над секретами сценических законов.

Театр становится для Гоголя не только хорошей актерской школой, но и первым учебником драматургии. Причем, примеры в этом учебнике были взяты главным образом из пьес русских авторов. Пьесы французские и немецкие ставились в театре реже.

Если восстановить, насколько это возможно, репертуар нежинского школьного театра и сравнить его с тогдашним репертуаром столичных театров – большой разницы мы не обнаружим. В общем списке окажутся прежде всего пьесы Сумарокова, Фонвизина, Озерова, Писарева, Княжнина, Крылова...

По тем данным, которые известны нам о гимназическом театре в Нежине, можно составить репертуар игравшихся здесь пьес. Он, конечно, будет не полным, как не полны и дошедшие до нас сведения о театре. Но в перечень, который мы можем составить, войдут наиболее популярные пьесы репертуара русских драматических театров начала XIX века и составят они значительную часть лучшей русской драматургии того времени. Драматургии, на которой учился Гоголь.

Однако, задача главы о театре несколько шире: определить на основе репертуара школьной сцены и по ряду источников, содержащих сведения о круге чтения Гоголя-гимназиста, круг русско‑украинских пьес, с которыми (наверняка) познакомился Гоголь ко времени своего выхода из гимназии.

В литературе о Гоголе есть несколько указаний на актерские работы его в школьном театре. «Гоголь любил преимущественно комические пьесы и брал роли стариков...» – вспоминал Пащенко. Однако, не только стариков. Одинаково хорошо удавались ему и роли старух, и даже трагедийные роли: «Амплуа Гоголя – комические старики и старухи. Он играл роли и другого склада (роль Креона в трагедии Озерова “Эдип в Афинах”)». Роль Креона – единственная известная нам трагедийная роль Гоголя. Можно лишь предположить, что Гоголь участвовал и в других игравшихся в гимназии трагедиях, например, в «Фингале» Озерова или «Димитрии Самозванце» Сумарокова.

И все-таки дарование Гоголя было прежде всего комическим. Пащенко рассказывает о постановке пьесы из малороссийского быта, сочиненной, очевидно, Гоголем и Прокоповичем. Гоголь так играл старика, что никто не мог предположить, что под костюмом старца скрывается юноша: фигура, голос, движения – все выдавало старика. Причем, Гоголь не ограничился рамками написанной роли – он импровизировал на ходу. От неожиданных прибавлений публика покатывалась со смеху.

Прежде чем подробнее остановиться на женских ролях Гоголя, вспомним о традиции, перешедшей из западноевропейского театра в театр русского классицизма: комический актер должен был в пределах своего амплуа играть, кроме мужских, и женские роли, преимущественно – комических старух. Одним из лучших таких актеров был соратник Ф.Г. Волкова Яков Данилович Шумский, входивший в состав первого русского профессионального постоянного публичного театра. Шумский был первым исполнителем роли Еремеевны в «Недоросле». Игре Шумского в немалой степени комедия обязана своим бурным успехом у зрителей. Интересно, что традиция эта продолжалась еще несколько десятилетий. Например, в 1869 году в бенефис актера Бурдина Еремеевну исполнял Горбунов. Но в том же году в этом же спектакле эту роль играла уже и актриса Громова.

Тот факт, что традиции этой следовали и нежинские актеры-гимназисты, говорит о достаточно глубоком знании ими современного театра. Видимо, хорошо была им известна и история постановок «Недоросля». Тут, правда, комический актер Гоголь играл не Еремеевну, а Простакову.

Это была одна из наиболее популярных его ролей. К.М. Базили, участник гимназических спектаклей, писал в своем дневнике: «Видел я эту пьесу и в Москве, и в Петербурге, но сохранил всегда то убеждение, что ни одной актрисе не удавалась роль Простаковой так хорошо, как играл эту роль шестнадцатилетний тогда Гоголь».

С тем же восхищением отзывается о Простаковой Гоголя и Н.В. Кукольник: «...В русских пиесах Гоголь был истинно неподражаем, особенно в комедии Фонвизина “Недоросль” в роли г-жи Простаковой; – я играл Митрофанушку...»

Играл Гоголь и еще одну старуху – няньку Василису в комедии И.А. Крылова «Урок дочкам». Щеголев пишет: «Гоголю особенно удавались роли комические: он играл Василису в пьесе Крылова “Урок дочкам”, Простакову в “Недоросле”». Упоминает о Василисе и М.Б. Загорский в комментариях к сборнику «Гоголь и театр».

Были в репертуаре Гоголя и несколько ролей Щепкина. «В их числе – Репейкин в водевиле А.И. Писарева “Хлопотун, или дело мастера боится”, Досажаев в “Лукавине” того же Писарева (перелицованная на русские нравы “Школа злословия” Шеридана) и др.»

К этому свидетельству можно добавить слова Кукольника: «Из русских пиес – я помню еще представление “Чудаков”, комедии Княжнина, “Хлопотуна” – Писарева (главная роль – Гоголь)».

Интересно, что в воспоминаниях однокашников и учителей Гоголя столь же восторженно говорится о его сценическом даровании, сколько спокойно и хладнокровно – о его писательской деятельности. Например, мемуаристы неоднократно роняют фразы о том, что Гоголь писал пьесы для гимназического театра, писал стихи, участвовал в издании школьных журналов. Но, очевидно, талант юноши-Гоголя не выходил еще здесь за рамки школьного уровня. Зато такие его качества, как умение наблюдать, подражать, копировать, проникать в суть образа нашли себе яркое выражение на школьной сцене. И, очевидно, именно на сцене наиболее проявилось в гимназии гоголевское дарование, именно на сцене он выделялся, был первым, и тем самым мог удовлетворить свое тщеславие. Это первенство, это самоутверждение могло наложить свой отпечаток на его самолюбивый характер, могло навести на мысль: а не связать ли свою жизнь с театром? Не зря же товарищи в том и видели его карьеру. Нельзя также не вспомнить здесь и известной попытки Гоголя поступить на петербургскую сцену…

-3

Гоголь-гимназист в гримерной перед выходом на сцену.

Другие подробности:

Alma-mater – СПбГУ-ЛГУ. Первый университет России | Григорий И. | Дзен