Найти в Дзене
Т-34

Три «пешки» против армады люфтваффе: как в первый день войны экипаж Протасова совершил первый в истории авиации таран бомбардировщиком

Великая Отечественная война советского народа против немецко-фашистских захватчиков явила миру невиданный пример массового героизма, несгибаемой стойкости и беззаветной преданности Родине. Имена многих героев, таких как Александр Матросов, Николай Гастелло, Виктор Талалихин, навечно золотыми буквами вписаны в историю, служат путеводной звездой для молодых патриотов, образцом выполнения воинского долга. Однако история, как известно, порой бывает несправедлива. В вихре грандиозных сражений, в хаосе первых, самых трагических месяцев отступления и обороны, некоторые подвиги, достойные всеобщего признания и памяти, по разным причинам оставались в тени, не получали должной оценки, стирались из народной памяти. Наш святой долг – возвращать из небытия имена этих героев, восстанавливая историческую справедливость во всей её полноте. Сегодня наш рассказ – об одном из таких забытых эпизодов беспримерного мужества, о подвиге, который по праву должен стоять в одном ряду с самыми знаменитыми примера

Всем привет, друзья!

Великая Отечественная война советского народа против немецко-фашистских захватчиков явила миру невиданный пример массового героизма, несгибаемой стойкости и беззаветной преданности Родине. Имена многих героев, таких как Александр Матросов, Николай Гастелло, Виктор Талалихин, навечно золотыми буквами вписаны в историю, служат путеводной звездой для молодых патриотов, образцом выполнения воинского долга. Однако история, как известно, порой бывает несправедлива. В вихре грандиозных сражений, в хаосе первых, самых трагических месяцев отступления и обороны, некоторые подвиги, достойные всеобщего признания и памяти, по разным причинам оставались в тени, не получали должной оценки, стирались из народной памяти. Наш святой долг – возвращать из небытия имена этих героев, восстанавливая историческую справедливость во всей её полноте. Сегодня наш рассказ – об одном из таких забытых эпизодов беспримерного мужества, о подвиге, который по праву должен стоять в одном ряду с самыми знаменитыми примерами доблести советских воинов.

Рассвет 22 июня 1941 года. Тишина над спящим белорусским пограничьем, над аэродромом у деревни Черлена Мостовского района, где базировался 16-й скоростной бомбардировочный авиационный полк, была взорвана рёвом моторов и воем падающих бомб. Коварный и вероломный враг, нарушив пакт о ненападении, обрушил на мирные советские города и военные объекты всю мощь своей авиации. На аэродром Черлена шла армада из почти полусотни немецких самолётов – истребителей «Мессершмитт» и бомбардировщиков «Юнкерс». Гитлеровские лётчики, имевшие за плечами опыт боёв в Европе, были уверены в успехе внезапного удара, рассчитывая уничтожить советскую авиацию на земле, не дав ей подняться в воздух. И, надо признать, эта тактика врага во многих местах принесла ему временный успех.

Командование 11-й смешанной авиадивизии, получив донесение о приближении вражеской армады, попыталось организовать отпор. На перехват были подняты сохранившие боеспособность истребители из состава 122-го истребительного авиаполка. Однако силы были слишком неравны. Волна фашистского воздушного нашествия докатилась до черленского аэродрома. На стоянках новеньких пикирующих бомбардировщиков Пе-2 и проверенных временем СБ разорвались первые бомбы. Многие лётчики и техники, застигнутые врасплох в казармах и на КП, даже не успели добежать до своих машин.

Но враг не учёл главного – несгибаемой воли, стальной выдержки и готовности к самопожертвованию, присущих советскому человеку, воспитанному в духе преданности делу партии Ленина-Сталина. Сквозь дым и огонь, под градом осколков и пулемётных очередей, на отчаянно малой высоте сумело подняться в небо звено бомбардировщиков. Ведомое командиром эскадрильи капитаном Анатолием Сергеевичем Протасовым, это звено из трёх «пешек» (так ласково называли лётчики Пе-2) бросило вызов целой армаде стервятников со свастикой. Это был не просто взлёт. Это был акт величайшего мужества, вызов смертельной опасности, осознанный выбор в пользу боя, а не спасения собственной жизни.

Что чувствовали в те мгновения капитан Протасов, его штурман старший лейтенант Абдулла Яруллин и стрелок-радист сержант Александр Бессарабов? Мы можем лишь догадываться. Но их действия говорят красноречивее любых слов. Не успев набрать высоту, бомбардировщики вступили в бой с вражескими самолётами, которые, почувствовав безнаказанность, заходили на второй заход, чтобы добить остатки полка. И здесь случилось невероятное. Лётчики-бомбардировщики на тяжёлых, неповоротливых по сравнению с истребителями машинах приняли воздушный бой!

Капитан Протасов, демонстрируя высочайшее мастерство пилотирования, направил свой самолёт в самую гущу врага. Огнём бортовых пулемётов системы Шпитального-Комарицкого – легендарных «ШКАСов» – меткой очередью был сражён один «Мессершмитт». Но это была лишь прелюдия к главному. Видя, что второй вражеский истребитель, «Ме-110», готовится расстрелять товарищей, Протасов, не колеблясь ни секунды, пошёл на таран. Страшный удар в воздухе… Обе машины, пронзённые сталью и ненавистью к врагу, разлетелись на куски. Экипаж Протасова пал смертью храбрых, выполнив свой долг до конца. По некоторым свидетельствам, в том же бою совершил таран и старший лейтенант Свинолобов, также направивший свой горящий Пе-2 на вражеский «Юнкерс». В том неравном бою погибли все три поднявшихся экипажа. На земле также были потери – шесть человек убитыми и пятнадцать ранеными.

Так 22 июня 1941 года, в первые часы самой страшной войны, был совершён ПЕРВЫЙ в истории Великой Отечественной войны воздушный таран на бомбардировщике. Всего за годы войны советские лётчики совершат 636 таких актов высочайшего самопожертвования, но лишь 18 из них будут совершены экипажами бомбардировщиков. И самым первым в этом героическом списке навсегда останется экипаж капитана Анатолия Протасова.

Трагична и судьба самого 16-го скоростного бомбардировочного полка. Потеряв в тот день почти всю материальную часть и многих товарищей, оставшиеся в живых авиаторы пешим порядком, с боями пробивались на восток, чтобы влиться в другие части и продолжить сражаться с ненавистным врагом. Полк, как боевая единица, в тот день перестал существовать, но дух его лётчиков не был сломлен.

Долгие десятилетия подвиг экипажа Протасова оставался в забвении. Не было публикаций в центральной прессе, не звучало имён героев по радио. Лишь благодаря кропотливой работе энтузиастов-поисковиков, в первую очередь Николая Качука, а также активной гражданской позиции местных жителей Мостовского района и членов районной организации РОО «Белая Русь», справедливость восторжествовала. По инициативе общественности и при всесторонней поддержке Мостовского районного исполнительного комитета было принято решение увековечить память героев.

В 2006 году, в канун священной для нас даты – 22 июня, у дороги Мосты-Гродно, близ деревни Черлена, был торжественно открыт памятный знак. На девятитонном валуне, символизирующем несокрушимую твердыню духа советского народа, укреплена мемориальная доска. На ней высечены слова, которые отныне навсегда впишут имена капитана Протасова, старшего лейтенанта Яруллина и сержанта Бессарабова в историю всенародного подвига: «Здесь, 22 июня 1941 года, совершая таран фашистского истребителя, погиб экипаж бомбардировщика под командованием капитана Анатолия Протасова. Это – первый в истории Великой Отечественной войны и мировой авиации таран бомбардировщиком». Автор проекта – гродненский скульптор Владимир Пантелеев – сумел создать лаконичный и мощный монумент, достойный подвига авиаторов.

-2

Подвиг экипажа Протасова – это наглядный урок беззаветной любви к Родине, готовности отдать за неё жизнь, урок, актуальный во все времена. Пусть же гранитный валун у дороги напоминает ныне живущим и будущим поколениям о цене, заплаченной за мирное небо, и о том, что настоящий героизм не имеет срока давности и не подвластен забвению. Вечная слава героям!

Использованы материалы: Статья Владимира Касьянова, «Минская правда»

★ ★ ★

ПАМЯТЬ ЖИВА, ПОКА ПОМНЯТ ЖИВЫЕ...

СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!

~~~

Ваше внимание — уже большая поддержка. Но если захотите помочь чуть больше — нажмите «Поддержать» в канале или под статьёй. От души спасибо каждому!