Найти в Дзене
Smooth & Quiet art

Парфюмерные пристрастия Леонардо да Винчи

Миллионы людей ежегодно посещают различные музеи мира, чтобы изучить произведения искусства, которые демонстрируют опыт их создателей. Леонардо да Винчи был мастером визуального искусства, а его произведения вызывают трепет и вдохновение на протяжении многих веков. Однако мало кто знает, что да Винчи являлся большим ценителем ароматов. Его увлечение было частью многогранных исследований природы и науки, а также связано с практическими аспектами жизни эпохи Возрождения. Художник был очарован растениями. Он изображал их в своих работах и изучал методы извлечения ароматов. В его рукописях Codex Atlanticus и Codex Forster были найдены заметки о дистилляции цветов и коры, а также чертежи перегонных аппаратов. Например, в Codex Forster описан процесс получения эфирного масла апельсина методом дистилляция. А в Codex Atlanticus да Винчи описывал три основных метода охлаждения: "под колпаком", "постоянный" и "противотоком". Он изучал и создавал формулы духов, использовал техники анфлеража

Миллионы людей ежегодно посещают различные музеи мира, чтобы изучить произведения искусства, которые демонстрируют опыт их создателей. Леонардо да Винчи был мастером визуального искусства, а его произведения вызывают трепет и вдохновение на протяжении многих веков. Однако мало кто знает, что да Винчи являлся большим ценителем ароматов. Его увлечение было частью многогранных исследований природы и науки, а также связано с практическими аспектами жизни эпохи Возрождения.

-2

Художник был очарован растениями. Он изображал их в своих работах и изучал методы извлечения ароматов. В его рукописях Codex Atlanticus и Codex Forster были найдены заметки о дистилляции цветов и коры, а также чертежи перегонных аппаратов. Например, в Codex Forster описан процесс получения эфирного масла апельсина методом дистилляция. А в Codex Atlanticus да Винчи описывал три основных метода охлаждения: "под колпаком", "постоянный" и "противотоком". Он изучал и создавал формулы духов, использовал техники анфлеража (сбор ароматов с помощью животного жира) и мацерации. Чаще экспериментировал с жасмином, розой, апельсином, лавандой, ирисом, миндалем, горьким апельсином, ладаном, греческой смолой и натуральной амброй.

Ботанические зарисовки Леонардо да Винчи (Фото из интернета)
Ботанические зарисовки Леонардо да Винчи (Фото из интернета)

Ботанические зарисовки Леонардо да Винчи (Фото из интернета)
Ботанические зарисовки Леонардо да Винчи (Фото из интернета)

В эпоху Возрождения ароматы служили не только для эстетики, но и, например, для маскировки неприятных запахов в домах и больницах, профилактики болезней (считалось, что приятные ароматы защищают от инфекций), религиозных ритуалов.

Большинство ароматов не наносились на кожу, а использовались, например, для ароматизации белья, маскировки неприятного запаха. Для таких целей использовали аксессуар, который называется помандер (от фр. pomme d’ambre — «душистое яблоко»). На фото помандер XVI века, изготовленный из серебра и внутри покрыт позолотой, который раскрывается на 6 секторов. Крышка каждого сектора маркирована надписями — корица, гвоздика, мускатный орех, амбра, розмарин, шлаг (смесь амбры, мускуса, цибета).
Большинство ароматов не наносились на кожу, а использовались, например, для ароматизации белья, маскировки неприятного запаха. Для таких целей использовали аксессуар, который называется помандер (от фр. pomme d’ambre — «душистое яблоко»). На фото помандер XVI века, изготовленный из серебра и внутри покрыт позолотой, который раскрывается на 6 секторов. Крышка каждого сектора маркирована надписями — корица, гвоздика, мускатный орех, амбра, розмарин, шлаг (смесь амбры, мускуса, цибета).

К слову, в практических целях, кроме создания приятных ароматов, да Винчи разрабатывал "вонючие композиции". В одном из рецептов он предлагал смешать человеческие фекалии с другими неприятными ингредиентами, выдержать смесь в стеклянной банке под слоем навоза в течение месяца, а затем использовать как "вонючую бомбу" для отпугивания преступников.

Конечно, Да Винчи был не единственным художником, интересовавшимся парфюмерией. В то время ингридиенты для создания духов можно было приобрести в аптеке, где также продавались материалы для красок. Некоторые из душистых материалов, используемых в живописи, такие как смолы и камеди, также использовались и в парфюмерии.

В любом случае, благодаря его экспериментами, мы можем увидеть интерес эпохи к ароматам и его связи с эмоциями.