«Мы являемся некой сатирической группой, которая высмеивает все пороки панков, хиппи, скинхедов...»
Утро, 12 декабря, 2025 год – под тяжёлым синим небом, прибежав с работы, я сажусь в «Ласточку» и вскоре смотрю на летящие ряды молоденьких берёз и припорошенные коричневые поля, в пути на нижегородский концерт БАНДЫ ЧЕТЫРЁХ.
Автор: Екатерина Рыченкова.
Пара шагов от Московского вокзала – хлюпаешь сапогами по грязно-снежной слякоти русских деревянных трущоб. Какого сборища неформалов, хулиганов и фанатов ожидать с улиц, где ворота и фасады пёстро залеплены «помощью людям», «работой с проживанием» и чем-то вроде вывода из наркомании и алкоголизма?
Таким оно и было – смешанное, дикое, громкое. Зло-молодое или устало-рабочее, с местным юродивым (без оскорбления) и всей возможной прелестью.
Возвышенные стены Кремля взирали на сумрачный, изрисованный граффити и обложенный трубами старый двор с безнадежно закрытыми ремонтной сеткой историческими стенами...
«Cargo Cult» – такая же полумрачная, покрытая огромными красочными руками и бесчисленными надписями пристань для лишних, брошенных и отчаянных.
Трудная часть, открытие концерта, выпала московской группе ДЭНИ БЕШАНЫЙ ОРКЕСТР под командой крепкого рыжего солиста с лёгкой проседью в бороде.
«Бешаный» оказалось буквальным: музыканты вдарили в зал грохотом истязаемых инструментов и нечеловеческим рыком голосовых связок, не давая опомниться разгоревающимся зрителям. К песням шли кратчайшие описания: о падших женщинах, спортивная, о казни Ихтиандра или концептуальная против сатанинских сил мирового зла...
До самого финала ДЭНИ и ОРКЕСТР наращивали мощность, требуя угара, – организатор вечера по-мальчишески скакал и заводил толпу, и временами молодежь заходилась жёстким круговоротом, но потом стояла, тихая и оглушённая.
Нерв ОЖОГа пронзил людей точнее. Умелая настройка Константина Мишина, пробные меланхоличные аккорды, улыбка – редкая! – Евгения Лабыча... И заполнил сцену переливающийся, страшно-романтичный «Новый детерминизм», любимый музыкантами и ожидающий своего момента в будущем альбоме.
«Выходя из ворот автобазы...» вдруг принесла в нижегородский клуб отголоски Московского водоканала и Звёздного бульвара.
«Признаки нервных расстройств»дали взглянуть на неясный далёкий космодром, пробирая холодными клавишными ритмами от Глеба Успенского.
«Сыграни мне, братан, блюзец»и «Честно» – песни коллектива ДК – дерзко разнообразили вечер, а затем в осязаемый кошмар погрузил «Лазарь» Вячеслава Шатова.
Тот самый нерв, словно пробивающий фигуру Мишина и сдержанный в последнюю секунду, чувствовался резко и сразу – люди до дрожи внимали песням у сцены. Глубокая музыка депрессии и мрака будоражила самое нутро кирпичных стен маленького зала.
«Превентор и Манифольд»– почти напоследок ОЖОГ ведёт с жестоким «технологическим» рассказом мимо обсадных колонн, через просторы и вновь в Москву:
Эксплуатации срок истекает, на свалку мой путь.
Искрозащиты барьеры накрылись п…здой...
Где-то в Нефтеюганском районе рванёт, ну и пусть...
Факел в Капотне горит путеводной звездой.
– Мы являемся некой сатирической группой, которая высмеивает все пороки панков, хиппи, скинхедов... Мы выступаем против всех тех вещей, которые гипертрофированы, и пытаемся быть неким музыкальным «Крокодилом» (советских времён), чтобы высмеять и показать все пороки тех негативных явлений, которые могут явиться в обществе... – задумчиво озаглавил концерт БАНДЫ ЧЕТЫРЁХ Сантим.
Но первой песней неожиданно – и исступлённо – стало «Московское метро» об одиночестве и безответности в спящей столице. Мне, только приехавшей на нижегородском метро, это показалось ироничным...
На этом моменте раздумья сбились.
Не помню, когда именно распахнулись фанатские флаги – по ощущению, на «Резервации здесь». Пытаясь протолкнуться между чужих плеч, я поздно осознала, что у сцены закручивается безудержная человеческая стихия.
Под азартные объёмные волны гитар Константина Мишина и Ивана Быкова – охваченные игрой, они выступали прямо к залу наравне с солистом – и шикарные ударные Лабыча шли на «ура» как «Анархия не катит», «На Западном фронте без перемен» или «Бунтарь», так и нижегородские премьеры: «Плётки и ножи», «Волна ушла», «Американский психопат», «Муравьед»...
Разжигая внимание хитом «Угостите сигаретой анархиста» и предваряя обожаемую зрителями «Любовь – это власть», Сантим представил и «Централ парк» – новую и дорогую ему самому песню, которая по томительной боли, веселью и насмешке не уступила творениям молодой БАНДЫ.
Здесь не место для влюблённых,
И умирает Йоко Оно...
Сатирическая группа – есть в этом странное и верное зерно: Илья Малашенков окутывал каждую песню своими эксцентричными, чуть шутливыми, чуть заигрывающими жестами и движениями, улыбкой и обаянием несерьёзности.
Но – в зале чувствовали и иное. Разливалось пиво, грохались друг на друга, путаясь во флаге, люди, а ушибленные отползали лишь чтобы прийти в себя – и снова ринуться в гущу.
Прослойки «спокойных» зрителей не было – скопище тел валилось на меня, на столы, падая и сметая.
Дождавшись финальных песен – «К звёздам!» и вымоленных «Тяжёлых ботинок» – поклонники уже открыто ломанулись на сцену, ведущий подпевал в микрофон, иногда виднелись взмахи рук Сантима, в зале кричали... Билось и пульсировало первоначальное искусство.
Больше материалов читайте на канале «МАШБЮРО: сибирское сообщество рок-н-ролла». Мы ВКонтакте и в Telegram. Присоединяйтесь!
ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ: